Готовы ли чиновники Мининфраструктуры говорить с общественностью об окружающей среде?
Бюрократы игнорируют экологические опасности водного транспорта.
Сотрудница Мининфраструктуры Елена Старикова помешала обсуждению экологических опасностей гигантоманского проекта «Водный путь Балтика — Черное море» (Е40) на авторитетном международном мероприятии.
Это произошло во время 58-й сессии Рабочей группы по вопросам внутреннего водного транспорта (SC.3) профильного комитета Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), которая проходила 17–19 февраля во смешанном очно-заочном (через Зум) формате.
При утверждении повестки дня сессии представитель коалиции общественных организаций «Спасем Полесье» Хелен Байрон и юрист «Экология-Право-Человек» София Шутяк предложили внести в «разное» рассмотрение рисков Е40 (Гданьск – Херсон). По мнению экологов E40 усилит последствия изменений климата и приведет к нехватке воды на Полесье и в бассейнах рек Припяти и Днепра.
Однако руководитель экспертной группы по вопросам внутреннего водного транспорта Мининфраструктуры Елена Старикова выступила категорически против. Она заявила, что, по мнению министерства, вопросы влияния пути Е40 на окружающую среду и климат не стоит обсуждать на общеевропейском уровне, а лучше в формате трехсторонних консультаций Украина-Беларусь-Польша.
Это очень странная позиция, учитывая то, что среди задач Группы по внутреннему водному транспорту ЕЭК ООН, прописанных в официальных документах — «обеспечивать представительный форум для обмена информацией и лучшими практиками последствий изменения климата для внутреннего водного транспорта (ВВТ), оказывать помощь государствам-участникам в их деятельности по повышению устойчивости ВВТ к изменениям климата».
«Коалиция «Спасем Полесье» намеревалась обратить внимание участников Сессии на огромные угрозы указанного проекта Е40 для окружающей среды и людей из-за намерения проложить его по реке Припять, загрязненной радионуклидами в результате Чернобыльской катастрофы», — сказал GreenPost участник мероприятия, эксперт Национального экоцентра Украины Георгий Веремийчик.
Рассмотрение заявления Коалиции «Спасем Полесье» выглядело вполне естественным на нынешней сессии Рабочей группы по вопросам внутреннего водного транспорта, поскольку Секретариат организовал в рамках сессии специальный семинар «Изменение климата и экстремальная водная ситуация на европейских водных путях, и ее влияние на внутреннем водном транспорте».
Зато Секретариат Рабочей группы доброжелательно отнесся к инициативе Коалиции «Спасем Полесье» и предложил рассмотреть обращение на следующей сессии Рабочей группы летом, если это не удастся сделать на нынешней сессии.
В последний день работы сессии SC.3 развернулась дискуссия относительно повестки дня следующей сессии Рабочей группы по ВВТ. Общественность предложила обсудить там проект Е40.
Но тут в дело вмешался представитель делегации Российской Федерации Евгений Бродский. Он заявил, что хотя Е40 и не касается России, но природа для всех едина и что такое обсуждение возможно только с согласия правительственных делегаций Украины и Беларуси. Евгений Бродский также предостерег Секретариат о том, что речь идет о внутреннем межведомственном конфликте (Мининфраструктуры vs природоохранные структуры) и это помешает работе Группы по ВВТ в целом. Его горячо поддержал представитель Беларуси Алексей Афанасьев. Из делегации Украины никто не вмешался.
Глава сессии отметил, возможно, чтобы смягчить напряжение, то, что вопрос Е40 не включен в проект повестки дня, не означает, что он не может быть рассмотрен.
«В этот раз мы снова получили подтверждение того, что функционеры Минфраструктуры демонстрируют неготовность услышать мнение общественности», — сказал Георгий Веремийчик.
Справка: Рабочая группа по вопросам внутреннего водного транспорта (SC.3) имеет широкие полномочия. В частности, готовить исследования о положении и тенденциях во внутреннем судоходстве в целях ознакомления правительств с основной новейшей информацией и данными о внутреннем водном транспорте; регулярно обновлять стратегию и публиковать стратегические документы (белые книги, списки препятствий и т. д.) по ВВТ; наблюдать за осуществлением Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП) принимать поправки в перечень внутренних водных путей и портов, а также их параметров; вести перечень основных стандартов и параметров сети водных путей категории Е («Синяя книга»), базу данных сети внутренних водных путей категории Е (базу данных Синей книги) и другие резолюции и карты и пр.
Также эта Рабочая группа должна «обеспечивать форум для специальных комитетов, групп экспертов или совещаний за круглым столом с целью дальнейшей координации и мониторинга развития сети водных путей категории Е» и другие.
Водный путь E40 — экологическая катастрофа, усиливающая изменение климата и последствия дефицита воды
Заявление коалиции Сохраним Полесье на Рабочей группе по внутреннему водному транспорту Комитета по вопросам внутреннего транспорта ЕЭК ООН, 58-я сессия, 17–19 февраля 2021 г.
Факты:
- Трасса внутреннего водного пути E40 (E40) проектируется от Черного до Балтийского моря. Это антропогенное сооружение длиной более 2000 км, что в 25 раз длиннее Панамского канала.
- В случае строительства E40 будут нарушены экосистемы целого букета последних крупных неповрежденных рек Европы (через дноуглубление, строительство плотин, спрямление русел, изменение течения). Это будет пагубное влияние на окружающую среду и уникальное культурное наследие Полесья — европейской Амазонии и его жителей.
- Увеличится глобальный уровень углерода и обмеление рек, что в свою очередь приведет к увеличению рисков засухи и уменьшит доступность воды.
- В свете глобальной ответственности за борьбу с изменением климата строительство Е40 не оправдано.
- Но, несмотря на это, правительства Польши, Беларуси и Украины, очевидно продвигают реализацию отдельных элементов Е40 несмотря на отсутствие всесторонней оценки воздействия на окружающую среду водного пути E 40 и публичного обсуждения проекта.
Предложения коалиции «Сохраним Полесье»:
- Призываем Секретариат группы ЕЭК ООН по вопросам внутреннего водного транспорта изучить последствия Е40 для окружающей среды и климата и созвать семинар-практикум по этой теме на следующей встрече.
- Просим Польшу, Беларусь и Украина как стороны Соглашения о внутренних водных путях (AGN) выполнить всестороннюю стратегическую оценку всего водного пути Е40 и оценить, целесообразно ли включать E40 в сеть AGN, учитывая экологический ущерб и последствия для климата этого проекта.
Негативные последствия Е40
Построение E40 будет иметь ряд разрушительных последствий для местных общин, углеродного баланса и природных систем, которые важны для всего мира. В частности:
- Огромное количество парниковых газов может выделяться, поскольку важные поглотители углерода (болота, торфяники) высохнут из-за изменения гидрологии водных экосистем, поврежденных строительством Е40. В то же время последствия изменения климата, такие как дефицит воды и засуха, вероятно, ограничат навигацию судов по трассе E40 если она будет построена.
- Мы столкнемся с дефицитом воды для людей, сельского хозяйства и природы. Это очень вероятно, учитывая изменчивый климат и объемы воды, необходимые для заполнения и эксплуатации канала E403.
- Самая чистая в Европе река Припять может быть безвозвратно повреждена превращением в инженерный канал: в реку проникнут инвазивные виды. Это уничтожило бы сердце Полесья, крупнейшую водно-болотную систему в Европе, территорию с огромным туристическим (а следовательно и экономическим потенциалом) и подорвать инициативы по развитию туризма, такие как «Буг объединяет» и другие.
- Это непосредственно повлияет на 60 заповедных территорий, охраняемых на международном уровне.
- Внедрение Е40 противоречит целому ряду международных экологических соглашений — Бернскому, Рамсарскому, Орхусскоому, Эспо-конвенции, а в Польше также законодательству ЕС.
- E40 будет чрезвычайно дорогим (свыше 12 млрд долларов), особенно польского и белорусского участка, а экономическое обоснование проекта не выдерживает критики.
Нужна комплексная стратегическая оценка всего коридора E40
В решение Рабочей группы за 2016 г. «всесторонняя оценка» любых действий и решений выделена как ключевой шаг (пункт 15). Поэтому до того, как стороны продвинутся дальше по Е40, следует провести надлежащую оценку всего коридора Е40, как того требует национальное и международное право. Такая оценка должна учитывать кумулятивное и трансграничное воздействие на окружающую среду и обеспечить полное участие общественности.
Альтернативное решение
«Сохраним Полесье» уважает и поддерживает желание сторон улучшить транспортные связи, но E40 — не единственный вариант. Например, дальнейшие инвестиции в железнодорожное сообщение (это, в частности, предлагается в рамках Восточноевропейского партнерства и записано в соответствующих документах) без таких негативных социальных и экологических воздействий и является экономически более выгодным.
Поэтому вместо E40 мы призываем национальные правительства активизировать местные и региональные экономики путем инвестирования в железнодорожную инфраструктуру и использования огромного потенциала природного туризма на Полесье.
Как мы уже писали, необходимо остановить уничтожение Полесья, иначе получим усиление засухи и другие экологические проблемы.