Вверх
Дать отзыв
  • Главная
  • Новости
  • Эко
  • «Что мы делаем – защищаем климат или уменьшаем загрязнение?» Чистый воздух согрел планету

«Что мы делаем – защищаем климат или уменьшаем загрязнение?» Чистый воздух согрел планету

Независимые исследователи советуют осторожничать при интерпретации результатов.

4 мин на прочтение31 Мая 2024, 01:22
Амбивалентные выбросы: CO₂ в выхлопных газах контейнеровозов способствует глобальному потеплению. Однако при сгорании также образуются частицы сероводорода, которые, вероятно, обладают охлаждающим эффектом. Фото: Austin Filippi/unsplash.com Амбивалентные выбросы: CO₂ в выхлопных газах контейнеровозов способствует глобальному потеплению. Однако при сгорании также образуются частицы сероводорода, которые, вероятно, обладают охлаждающим эффектом. Фото: Austin Filippi/unsplash.com
Поделиться:

Значительное сокращение выбросов двуокиси серы от судоходства может быть связано со значительным потеплением атмосферы над определенными океанскими регионами. Об этом сообщила исследовательская группа в журнале Communications Earth&Environment по результатам модельного исследования. Согласно исследованию, около 80% увеличения сохраняемого на Земле тепла, которое наблюдается с 2020 года, может быть связано именно с этим, рассказывает Die Zeit.

По словам исследователей, определенные взвешенные частицы – аэрозоли – значительно уменьшились из-за регулирования более чистого морского топлива. Как следствие, плотность облачных капель также резко снизилась, из-за чего морские облака становятся темнее и отражают меньше солнечного света обратно в космос. Наибольшее снижение концентрации аэрозолей было подсчитано для Северной Атлантики, Карибского и Южно-Китайского морей – регионов с наиболее загруженными судоходными маршрутами.

Независимые исследователи советуют осторожничать при интерпретации результатов. К тому же, антропогенные парниковые газы все еще остаются решающими в повышении глобальной температуры.

Моделирование

Мазут, используемый для больших кораблей, имеет гораздо более высокое содержание серы, чем топливо, используемое для других транспортных средств. При сгорании образуется диоксид серы, который вступает в реакцию с водяным паром в атмосфере и образует серно-водные частицы или сульфатные аэрозоли. В 2020 году Международная морская организация ввела новый регламент IMO 2020, снизивший максимально допустимое содержание серы в судном топливе с 3,5 до 0,5% с целью уменьшения загрязнения воздуха. В результате, согласно исследованию, наблюдалось резкое падение выбросов диоксида серы от судоходства примерно на 80%.

Исходя из этого, исследователи из Университета Мэриленда в Балтиморе оценили энергетический бюджет Земли с 2020 года, то есть разницу между энергией, полученной от Солнца и энергией, излучаемой Землей. По данным IMO, 2020 год – «сильный временный шок» для чистого поглощения тепла планетой.

"Эффект потепления согласуется с недавним сильным потеплением в 2023 году и, вероятно, сделает 2020-е годы аномально теплыми", - говорится в тексте.

Независимые эксперты настроены скептически

На самом деле непонятно, почему последние 12 месяцев были так теплы в среднем по миру. Изменение климата, прежде всего, ответственно за это. Но дополнительные эффекты, такие как сокращение выбросов серы, могут быть также причинами. Однако незаангажированные ученые скептически относятся к текущим модельным расчетам.

"Нужна осторожность", — сказал Андерс Леверманн из Потсдамского института исследований влияния на климат (PIK) информационного агентства dpa. По его словам, анализ эффекта за столь короткий промежуток времени более подвержен ошибкам, чем за более длительные периоды. Поэтому доля тепловой энергии, сохраненной с 2020 года, может быть намного ниже 80%. Это значение может быть завышено в моделировании, считает эксперт. Другие факторы также могли быть решающими для наблюдавшихся в прошлом году рекордных значений.

Что означает полученные результаты?

По словам исследователей, новые результаты показывают, что обратный эффект возможен. Облака можно разжижать, а климат временно охлаждать с помощью искусственно выпущенных аэрозолей. Такие подходы называют геоинженерией.

Такой выброс сравнительно дешевый. Однако если не бороться с антропогенными причинами, прежде всего с выбросами парниковых газов, это «пороховая бочка», говорит Леверманн.

«Потом вам придется выстреливать аэрозоли в воздух на протяжении сотен лет. Как только вы перестанете это делать — температура подскочит в течение нескольких лет», — говорит эксперт.

Авторы исследования также скептически относятся к геоинженерии, отчасти из-за неопределенности и сложности последствий.

Поскольку искусственные загрязнители воздуха влияют на здоровье, правительства многих стран ввели меры по их ограничению. Открытым остается вопрос компромисса между выгодами улучшения качества воздуха и потенциальными затратами от дополнительного потепления, говорится в текущем исследовании.

«Решение не может быть однозначным: что мы делаем – защищаем климат или уменьшаем загрязнение? Тот факт, что изменение климата порой становится еще более заметным благодаря более чистому воздуху, не должен приводить к выводу, что воздух должен снова стать грязнее», — сказал Леверманн. 

Больше новостей читайте на GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.