Вверх
Дать отзыв

Почему Рада не поддерживает законодательные инициативы, представленные министром Абрамовским?

Внеочередное заседание посвящено вопросам окружающей среды

8 мин на прочтение21 Июля 2021, 17:53
Фото: greenpost.ua Фото: greenpost.ua
Поделиться:

14 июля состоялось внеочередное заседание Верховной Рады Украины, которое было посвящено вопросам окружающей среды. Некоторые из них уже ожидали свою повестку дня более двух лет. Что же произошло в этот знаменательный день и что удалось, разбиралась редакция Грин Пост.

Рассматривали такие законодательные инициативы:

№ 3091 «О Государственном экологическом контроле» — было проголосовано.

Работа над реформой государственного экологического контроля началась пять лет назад и наконец в первом чтении была проголосована. Это действительно первый шаг к победе, ведь немало усилий различными правительствами было потрачено ради этой реформы и нового органа. Этот законопроект разрабатывался ради ликвидации коррупционной составляющей в Государственной экологической инспекции путем ликвидации старого и создания принципиально нового органа, работники которого будут назначаться на конкурсной основе и иметь высокие заработные платы. Законопроект создает информационно-телекоммуникационную систему мер государственного экологического контроля, обеспечит прозрачность процесса проверок, в которую будут вноситься планы проверок, планы мероприятий и отчеты.

№ 4167 «Об уменьшении промышленного загрязнения» — голосование провалено уже в третий раз, 193 — «за». История этого скандального законопроекта уже не новая и довольно сложная.

«Проект Закона о предотвращении, уменьшение и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности» № 4167 должен был внедрить систему постоянного мониторинга загрязнения, прозрачных правил выдачи разрешений на выбросы, и содержал механизмы, которые постепенно должны были модернизировать промышленность до европейских стандартов выбросов.

11 мая стало известно, что в СНБО, проанализировав законопроект, отправила в Комитет ВРУ заключение, согласно которому проект закона о промышленном загрязнении в нынешней редакции не учитывает украинские реалии и содержит ряд критически негативных норм, которые несут потенциальные угрозы для национальной безопасности Украины. Это, в частности, короткий период для перехода предприятий к новым экологическим нормам (четыре года), тогда как в ЕС аналогичный переход произошел в течение нескольких десятков лет (в Польше — 20 лет, Словакии — 17 лет).

21 мая Верховная Рада Украины во второй раз провалила в первом чтении и отправила на доработку проект Закона № 4167 о реформе в сфере контроля промышленного загрязнения.

В течение месяца было зарегистрировано еще два альтернативных законопроекта — №4167-2 и №4167-3. Кроме этого, 17 июня было зарегистрировано третью версию проекта Закона № 4167.

Из-за того, что законопроект касается регулирования отношений между бизнесом и государством, было много предложений и замечаний, но учли только возможность аннулирования интегрированного разрешения исключительно на основании решения суда.

Более того, как отмечает ЕБА, в тексте законопроекта № 4167 появилось отрицательное положение, в частности, наделение Минэкологии дискримиционными полномочиями в части расчета экономической целесообразности введения наилучших доступных технологий и методов (далее — НДТМ) для принятия решения о предоставлении отступления. По мнению бизнеса, НДТМ и любые экономические расчеты должны утверждаться исключительно на уровне Кабинета Министров Украины, что позволит обеспечить соблюдение требований Директивы по установке прозрачных, недискриминационных регуляторных правил.

Кроме этого, есть вывод Экспертного совета, в котором содержатся девять замечаний к действующей редакции законопроекта. Также, по мнению Главного управления Экспертного совета, в проекте достаточно часто воспроизводится текст положений Директивы ЕС без их адаптации к национальному законодательству, что затрудняет понимание положений проекта (например, понятие «наилучшие доступные технологии и методы управления»).

Этот законопроект разрабатывался совместно с министерством и его существование именно в такой редакции — также позиция действующего министра.

№ 4461 «Об Изумрудной сети» — голосование провалено: 199 — «за», направлен на доработку.

Основной аргумент: сначала нужно все застроить, а затем защищать. Но это — не так: он не запрещает строить на территории Изумрудной сети.

Изумрудная сеть — это сеть природоохранных территорий европейского значения, которая создается в соответствии с положениями Бернской конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе. Она уже существует в Украине и в ее составе 377 особо ценных территорий площадью примерно 8 млн га, нанесенных на публичную кадастровую карту Украины.

№ 2351 Комплексный зоозащитный законопроект — абсолютная победа: 285 — «за»!

Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно имплементации положений некоторых международных соглашений и директив ЕС в сфере охраны животного и растительного мира)» от 30.10.2019 года № 2351 (далеепроект № 2351) был одним из первых законопроектов, зарегистрированных депутатами IX созыва.

В частности, проект № 2351 предусматривает:

  • усиление уголовной и административной ответственности за жестокое обращение с животными;
  • устранение коллизии в законодательстве и криминализация жестокого обращения с животными, причинившего телесные повреждения, но не нанесшее увечья — сейчас ответственность по ст. 299 УК Украины наступает только если животному нанесено увечье;
  • криминализация насильственных действий в отношении животных, направленных на удовлетворение половой страсти, которые свидетельствуют о склонности человека к насилию и неестественному ему поведению, в частности, существует ряд исследований, которые свидетельствуют о связи между педофилией и зоофилией, за что сейчас украинское законодательство предусматривает лишь административную ответственность в виде штрафа;
  • запрет пропаганды жестокого обращения с животными путем введения отдельной уголовной ответственности;
  • правки, чтобы сделать более эффективным процесс привлечения к ответственности (обязанность следователя по назначению экспертизы, возможность временного изъятия животного и др.);
  • дополнительные требования по обращению с сельскохозяйственными животными, которые сейчас являются наименее защищенной категорией (в частности, предусмотрен запрет использования для работы больных, раненых, слабых, недокормленных животных, содержание животных в помещениях, в которых проводится убой животных или в которых находятся туши убитых животных, запрет проведение биркування, обезроживания, кастрации и других болезненных процедур без обезболивания и т. п.);
  • в статью 37 Закона «О животном мире» предлагается внести дополнение, которое дает право областным советам утверждать областные Перечни редких видов животных, как уже есть в перечне редких видов растений, для защиты животных, которые нуждаются в защите не в рамках всей страны, а в определенных областях;
  • уголовная ответственность за контрабанду редких видов животных и растений, и растений, занесенных в Красную книгу Украины, Конвенцию СИТЕС и Бернскую Конвенцию (Конвенцию об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе).

Еще был ряд законопроектов от депутатов, Рада также приняла:

№ 5339О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

№ 5129 — Проект Постановления об имплементации Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок.

№ 5200 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приведения в соответствие с Бюджетным кодексом Украины платы за специальное использование объектов животного мира и природных растительных ресурсов.

5339 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — принят в первом чтении.

4259 — Проект Закона о внесении изменений в статью 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» относительно регулирования хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами.

№ 5650 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно сохранения лесов.

Но, к сожалению, важнейшие два, которые были подготовлены профильным министерством, — не получили надлежащих голосов уже не впервые. Что это? Саботаж работы министерства или личное отношение к министру Абрамовскому (депутатов или, может, бизнеса)?

Может, недостатки текстов вышеупомянутых законопроектов команды министерства или непрофессионализм специалистов, не учли никаких замечаний бизнеса и международных партнеров, подав законопроект в старой редакции, рассчитывая непонятно на что.

Обычно на внеочередных пленарных заседаниях абсолютное лобби и принимают все, что выносят, но не в этот раз.

Редакция Грин Пост будет и в дальнейшем следить за ходом событий и информировать о дальнейших экологических инициативах.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Энерго
Срочное совещание по критической ситуации с отопительным сезоном в Кривом Роге
Критическая ситуация с отопительным сезоном в Кривом Роге, - Минразвития
1 мин на прочтениеВчера
 Италия будет помогать Украине восстанавливать энергетику и экономику
Италия будет помогать Украине восстанавливать энергетику и привлекать инвестиции для восстановления экономики
2 мин на прочтениеВчера
ФОТО: иллюстративное / Википедия
Запорожская АЭС второй раз через неделю на грани блекаута
1 мин на прочтениеВчера
ФОТО: Запорожская АЭС
Украина просит МАГАТЭ об усилении миссии на ядерных объектах
1 мин на прочтениеВчера
Киевщина, Одесская и Днепропетровская области могут первыми получить "умные" электросети
1 мин на прочтение20 Ноября 2024
Усиление экологической безопасности: результаты встреч на Климатической конференции СОР29
1 мин на прочтение20 Ноября 2024
Украина запускает электронный реестр автостанций: все о новом сервисе онлайн
1 мин на прочтение20 Ноября 2024
Литва хочет полностью перейти на "зеленую" электроэнергию к 2030 году
1 мин на прочтение20 Ноября 2024
Больше из GreenPost
Изображение из открытых источников
Если остались лишние бетонные блоки: креативные идеи (ФОТО)
2 мин на прочтение4 часа назад
Лесной пожар в селе Хасия вблизи Афин в августе: 2023 год был одним из самых плохих лесных пожаров в Европе. Фото: Angelos Tzortzinis/AFP/Getty Images
Выгорела площадь Майорки, Менорки и Ибицы вместе: лесные пожары в 2023-м нанесли наибольший ущерб Европе
1 мин на прочтение5 часов назад
Дания засадит лесом 15% своих сельхозугодий
Дания засадит лесом 15% своих сельхозугодий
1 мин на прочтениеВчера
Фото иллюстративное / poradnica.com.ua
Родителям детей с особыми потребностями будут компенсировать расходы на ассистента: во Львове утвержден новый порядок
1 мин на прочтениеВчера
Украина представляет уникальную методологию оценки экологических последствий вооруженных конфликтов
2 мин на прочтениеВчера
В ДАР появится система оповещения для пчеловодов - Минагро
1 мин на прочтениеВчера
На Николаевщине нарушители возместили более 23 тысяч гривен убытков за незаконную рубку деревьев
2 мин на прочтениеВчера
На Полтавщине найдено краснокнижное растение (ФОТО)
1 мин на прочтениеВчера