- Главная
- Новости
- Энерго
- Зеленая энергетика
- Почему Рада не поддерживает законодательные инициативы, представленные министром Абрамовским?
Почему Рада не поддерживает законодательные инициативы, представленные министром Абрамовским?
Внеочередное заседание посвящено вопросам окружающей среды
14 июля состоялось внеочередное заседание Верховной Рады Украины, которое было посвящено вопросам окружающей среды. Некоторые из них уже ожидали свою повестку дня более двух лет. Что же произошло в этот знаменательный день и что удалось, разбиралась редакция Грин Пост.
Рассматривали такие законодательные инициативы:
№ 3091 «О Государственном экологическом контроле» — было проголосовано.
Работа над реформой государственного экологического контроля началась пять лет назад и наконец в первом чтении была проголосована. Это действительно первый шаг к победе, ведь немало усилий различными правительствами было потрачено ради этой реформы и нового органа. Этот законопроект разрабатывался ради ликвидации коррупционной составляющей в Государственной экологической инспекции путем ликвидации старого и создания принципиально нового органа, работники которого будут назначаться на конкурсной основе и иметь высокие заработные платы. Законопроект создает информационно-телекоммуникационную систему мер государственного экологического контроля, обеспечит прозрачность процесса проверок, в которую будут вноситься планы проверок, планы мероприятий и отчеты.
№ 4167 «Об уменьшении промышленного загрязнения» — голосование провалено уже в третий раз, 193 — «за». История этого скандального законопроекта уже не новая и довольно сложная.
«Проект Закона о предотвращении, уменьшение и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности» № 4167 должен был внедрить систему постоянного мониторинга загрязнения, прозрачных правил выдачи разрешений на выбросы, и содержал механизмы, которые постепенно должны были модернизировать промышленность до европейских стандартов выбросов.
11 мая стало известно, что в СНБО, проанализировав законопроект, отправила в Комитет ВРУ заключение, согласно которому проект закона о промышленном загрязнении в нынешней редакции не учитывает украинские реалии и содержит ряд критически негативных норм, которые несут потенциальные угрозы для национальной безопасности Украины. Это, в частности, короткий период для перехода предприятий к новым экологическим нормам (четыре года), тогда как в ЕС аналогичный переход произошел в течение нескольких десятков лет (в Польше — 20 лет, Словакии — 17 лет).
21 мая Верховная Рада Украины во второй раз провалила в первом чтении и отправила на доработку проект Закона № 4167 о реформе в сфере контроля промышленного загрязнения.
В течение месяца было зарегистрировано еще два альтернативных законопроекта — №4167-2 и №4167-3. Кроме этого, 17 июня было зарегистрировано третью версию проекта Закона № 4167.
Из-за того, что законопроект касается регулирования отношений между бизнесом и государством, было много предложений и замечаний, но учли только возможность аннулирования интегрированного разрешения исключительно на основании решения суда.
Более того, как отмечает ЕБА, в тексте законопроекта № 4167 появилось отрицательное положение, в частности, наделение Минэкологии дискримиционными полномочиями в части расчета экономической целесообразности введения наилучших доступных технологий и методов (далее — НДТМ) для принятия решения о предоставлении отступления. По мнению бизнеса, НДТМ и любые экономические расчеты должны утверждаться исключительно на уровне Кабинета Министров Украины, что позволит обеспечить соблюдение требований Директивы по установке прозрачных, недискриминационных регуляторных правил.
Кроме этого, есть вывод Экспертного совета, в котором содержатся девять замечаний к действующей редакции законопроекта. Также, по мнению Главного управления Экспертного совета, в проекте достаточно часто воспроизводится текст положений Директивы ЕС без их адаптации к национальному законодательству, что затрудняет понимание положений проекта (например, понятие «наилучшие доступные технологии и методы управления»).
Этот законопроект разрабатывался совместно с министерством и его существование именно в такой редакции — также позиция действующего министра.
№ 4461 «Об Изумрудной сети» — голосование провалено: 199 — «за», направлен на доработку.
Основной аргумент: сначала нужно все застроить, а затем защищать. Но это — не так: он не запрещает строить на территории Изумрудной сети.
Изумрудная сеть — это сеть природоохранных территорий европейского значения, которая создается в соответствии с положениями Бернской конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе. Она уже существует в Украине и в ее составе 377 особо ценных территорий площадью примерно 8 млн га, нанесенных на публичную кадастровую карту Украины.
№ 2351 Комплексный зоозащитный законопроект — абсолютная победа: 285 — «за»!
Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно имплементации положений некоторых международных соглашений и директив ЕС в сфере охраны животного и растительного мира)» от 30.10.2019 года № 2351 (далее — проект № 2351) был одним из первых законопроектов, зарегистрированных депутатами IX созыва.
В частности, проект № 2351 предусматривает:
- усиление уголовной и административной ответственности за жестокое обращение с животными;
- устранение коллизии в законодательстве и криминализация жестокого обращения с животными, причинившего телесные повреждения, но не нанесшее увечья — сейчас ответственность по ст. 299 УК Украины наступает только если животному нанесено увечье;
- криминализация насильственных действий в отношении животных, направленных на удовлетворение половой страсти, которые свидетельствуют о склонности человека к насилию и неестественному ему поведению, в частности, существует ряд исследований, которые свидетельствуют о связи между педофилией и зоофилией, за что сейчас украинское законодательство предусматривает лишь административную ответственность в виде штрафа;
- запрет пропаганды жестокого обращения с животными путем введения отдельной уголовной ответственности;
- правки, чтобы сделать более эффективным процесс привлечения к ответственности (обязанность следователя по назначению экспертизы, возможность временного изъятия животного и др.);
- дополнительные требования по обращению с сельскохозяйственными животными, которые сейчас являются наименее защищенной категорией (в частности, предусмотрен запрет использования для работы больных, раненых, слабых, недокормленных животных, содержание животных в помещениях, в которых проводится убой животных или в которых находятся туши убитых животных, запрет проведение биркування, обезроживания, кастрации и других болезненных процедур без обезболивания и т. п.);
- в статью 37 Закона «О животном мире» предлагается внести дополнение, которое дает право областным советам утверждать областные Перечни редких видов животных, как уже есть в перечне редких видов растений, для защиты животных, которые нуждаются в защите не в рамках всей страны, а в определенных областях;
- уголовная ответственность за контрабанду редких видов животных и растений, и растений, занесенных в Красную книгу Украины, Конвенцию СИТЕС и Бернскую Конвенцию (Конвенцию об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе).
Еще был ряд законопроектов от депутатов, Рада также приняла:
№ 5339 — О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
№ 5129 — Проект Постановления об имплементации Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок.
№ 5200 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приведения в соответствие с Бюджетным кодексом Украины платы за специальное использование объектов животного мира и природных растительных ресурсов.
№ 5339 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — принят в первом чтении.
№ 4259 — Проект Закона о внесении изменений в статью 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» относительно регулирования хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами.
№ 5650 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно сохранения лесов.
Но, к сожалению, важнейшие два, которые были подготовлены профильным министерством, — не получили надлежащих голосов уже не впервые. Что это? Саботаж работы министерства или личное отношение к министру Абрамовскому (депутатов или, может, бизнеса)?
Может, недостатки текстов вышеупомянутых законопроектов команды министерства или непрофессионализм специалистов, не учли никаких замечаний бизнеса и международных партнеров, подав законопроект в старой редакции, рассчитывая непонятно на что.
Обычно на внеочередных пленарных заседаниях абсолютное лобби и принимают все, что выносят, но не в этот раз.
Редакция Грин Пост будет и в дальнейшем следить за ходом событий и информировать о дальнейших экологических инициативах.