14 ноября - Международный день логопеда, проблемы языковых нарушений носят глобальный характер
Число речевых расстройств растет из года в год
День логопеда – дефектолога отмечается во второй декаде ноября. На международном уровне стал отмечаться в 2004 году.
Ошибочно считать, что учитель-логопед работает над исправлением только неправильного произношения звуков. Коррекция звукопроизношения – это только верхушка айсберга. Логопед работает со всеми нарушениями речи: общим недоразвитием речи; ее отсутствием, нарушениями голоса, темпа и тембра речи, речевыми отклонениями вследствие патологии центральной нервной системы. К сожалению, многие об этом недостаточно осведомлены и недооценивают важность своевременной логопедической помощи. Ранняя диагностика речевых отклонений является залогом успешных логопедических занятий.
История свидетельствует, что первые попытки коррекции речевых нарушений были описаны в трудах по сурдопедагогике еще в XVII веке, а первый документально зафиксированный пример сурдопедагогики относится к 12 веку, ко временам Средневековья. Бенедиктинский монах Беда Достопочтенный зафиксировал для истории факт первой увиденной им попытки научить глухого мальчика, которую совершил беверлийский епископ Джон.
Нарушения правильной работы речевого аппарата вызываются далеко не только глухотой. Термин «orthophonie» – «ортофония» или логопедия – впервые появился во Франции в 1928 году благодаря француженке по имени Сюзанна Борель-Мезонов. Она основала во Франции службу реабилитации языка и выступила в качестве ее руководителя.
Это была первая речевая реабилитационная служба, стоявшая у истоков создания системы голосовых, дыхательных и артикуляционных упражнений, направленных на выработку координации движений голосового, дыхательного и артикуляционного отделов речевого аппарата в процессе выработки языка. Ее в 1926 году пригласил доктор Виктор Во (фр. Victor Veau), хирург детской больницы, ныне госпиталя Винсен-де-Поль, старейшей и известной детской больницы Парижа, где он работал с детьми, у которых была патология расщепления неба (заячья губа) ) и т.д.
По данным статистики, к сожалению, число речевых расстройств растет из года в год, в связи с этим актуальность проблем коррекции речевых нарушений у детей уже принимает глобальный характер.
Процесс корректировки речи у ребенка – длительный путь, требующий огромного терпения его родителей и близких, дисциплины со стороны самого ребенка. Однако только этот трудный путь может привести к положительным результатам и успешному обучению в школе. Помните – за результатом всегда стоят конкретные люди – учителя-логопеды.
Приведем некоторые факты, которые дадут более четкое понимание ситуации при таких заболеваниях.
- Дети и пожилые люди с нарушениями речи составляют большинство.
- Дети склонны к серьезным (тяжелым) коммуникативным расстройствам, чем люди постарше.
- Каждому седьмому человеку с нарушениями речи требуется официальная помощь в общении.
- Половина всех людей, нуждающихся в официальной помощи в общении, испытывает неудовлетворенную потребность в этой помощи.
- Трое из пяти человек, нуждающихся в формальной помощи в общении, - дети.
Поздравьте знакомых логопедов, если таковые есть, или просто присоединитесь к мероприятиям, которие проводятся в их честь.