Вверх
Дать отзыв
  • Главная
  • Блоги
  • Открытие рынка поставок природного газа населению: как это было?

Открытие рынка поставок природного газа населению: как это было?

10 мин на прочтение09 Октября 2021, 11:04 1278
Поделиться:

Сначала все радовались, потом искали юридической защиты, а сейчас все почти так же, как было до этого.

Уже почти год работает открытый рынок поставки природного газа населению (бытовым потребителям), когда граждане могут сменить поставщика по упрощенной процедуре.

Целью этих изменений стало создание конкуренции на рынке, что в свою очередь позволило бы выбирать потребителям лучшие условия потребления природного газа.

Честно говоря, за этот год ничего глобального не изменилось. Предварительно задекларированы действительно реалистичные и необходимые изменения. Однако, по моему мнению, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг не создала условий для развития конкуренции на этом рынке, не предоставила должного внимания защите прав потребителей природного газа, а также контроля законности деятельности газовых компаний.

Итак, вспомним, как все было раньше

До недавнего времени, в каждом областном, и в некоторых районных центрах Украины находилось одно предприятие, которое обеспечивало природным газом каждый дом.

В непубличных разговорах, эти компании называли «облгаз», «горгаз» или «газконтора». Тогда каждый потребитель получал одну платежку за газ с одной цене.

Упомянутая цена газа имела две главные составляющие — это стоимость природного газа, и стоимость его распределения, для простого понимания можно назвать «транспортировкой природного газа».

Украина на своем пути к членству в Европейском союзе обязалась воплотить ряд реформ, в том числе в сфере энергетики. Одна из которых касается непосредственно рынка природного газа.

Начиная с 2015 года, законодательством четко установлено, что одна компания не может предоставлять услугу по распределению природного газа, и одновременно поставлять сам природный газ в качестве сырья.

Поэтому каждый облгаз продолжил оказывать услугу по распределению, а также создал собственную газоснабжающую компанию для поставки потребителям природного газа, собственно, как сырья.

Если анализировать этот шаг, то он не соответствует предварительно желаемой цели, ведь при таких обстоятельствах монополия на рынке не преодолена. При этом Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) не видит в этом несоответствие принципам свободной конкуренции и возможности интеграции с рынками природного газа государств — сторон Энергетического Сообщества.

Таким образом, появились поставщики природного газа — основанные облагазамы, в некоторых случаях название которых похоже на название их учредителей с дополнительным словом «сбыт» или «поставка».

Впоследствии все бытовые потребители начали получать две платежки за газ — одну за распределение, а втораую — за газ, как за сырье, и при этом цена на газ регулировалась НКРЭКУ до следующих изменений законодательства.

Начало эры «свободного» рынка поставок природного газа населению

В нашей стране действует НКРЭКУ — независимый центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который призван осуществлять государственное регулирование, мониторинг и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования в сферах энергетики и коммунальных услуг.

В сентябре 2020 году после внесения НКРЭКУ изменений в законодательство, рынок природного газа для населения стал свободным, и цена на газ устанавливалась отдельно каждым поставщиком природного газа, а потребители получили упрощенную процедуру смены поставщика.

Сначала все обрадовались борьбе с монопольным положением некоторых групп компаний на газовом рынке страны. Но потом граждане начали страдать от незаконных действий некоторых облгазов, но государственные институты, к сожалению, должным образом не реагировали.

Как я в начале отмечал, по требованию внесенных изменений к законодательству каждый облгаз должен был предоставлять исключительно услугу по распределению (транспортировке) природного газа, что стало причиной создания каждым облгазом своей же газоснабжающей компании.

Де-юре такая ситуация соответствовала требованиям закона — две разные компании, одна предоставляет услугу по распределению, вторая — поставляет природный газ.

Но де-факто ничего не изменилось — персонал созданной газоснабжающей компании — это бывшие работники облгаза, которые в некоторых случаях даже не изменили адрес своего рабочего места.

Лицевые счета потребителей не менялись, более того, счета за распределение природного газа и за газ потребители получали на одном листе бумаги, что является странным, так как две разные компании печатались на одном принтере, или по предварительной договоренности в одной типографии одним тиражом по одному заказу на одном печатном станке.

Повторюсь, такое странное поведение участников рынка природного газа никоим образом не интересовала НКРЭКУ, то есть этот орган не пытался создать правила рынка природного газа незыблемыми, и такими, которые защищают принципы конкуренции и права потребителей.

Тогда газоснабжающие компании облгазов предлагали газ населению по цене более 5 грн за 1 м3, а новые газоснабжающие компании, которые никоим образом не относятся к облгазам, предлагали цену газа на уровне чуть более 4 грн за 1 м3.

Ложка меда понятна, теперь о бочке дегтя

Население получило законное право на изменение поставщика природного газа, но облгазы любыми методами пытались помешать осуществлению гражданами такого права.

Как я помню, осень-зима 2020 г. изобиловала на фантазии облгазов, каждый из которых придумывал сногсшибательные или не очень схемы противодействия населению в смене поставщика природного газа.

Причина очень простая — остановить уменьшение количества клиентов газоснабжающей компании, учредителем которой был сам облгаз.

Для понимания — бытовой потребитель для смены поставщика природного газа предоставляет будущему поставщику заявление-присоединение к условиям публичного договора, в котором указывает помимо прочего, свои ФИО, адрес и ЭИС-код.

Последнее — это личный идентификатор дома потребителя, где потребляется природный газ. При этом поставщик природного газа не имеет возможности проверить, верно ли потребитель указал этот ЭИС-код. Ведь все потребители находятся в онлайн-реестре потребителей поставщика на сайте Информационной платформы Оператора ГТС в виде этих самых ЭИС-кодов, где нет фамилии и адреса лиц. Кстати, это один из многих законодательных пробелов, автором которой является НКРЭКУ.

То есть для технического снабжения и учета газа поставщиком указывается не адрес дома потребителя, а именно ЭИС-код.

Таким образом, например, АО «СУМЫГАЗ», учитывая то, что бытовому потребителю для смены поставщика природного газа нужен ЭИС-код, который указывается в счете за газ, предоставили потребителям за сентябрь 2020 г. счета с неверными ЭИС-кодами. Граждане, в свою очередь, для смены поставщика, подавали новому поставщику природного газа заявление с чужим ЭИС-кодом, который переписали с полученного счета.

Таким образом, в течение месяца поставщики перевели к себе совсем не тех потребителей, которые хотели измененить поставщика. То есть, те, кто хотел сменить поставщика природного газа, которым была газопоставляющая компания облгаза, этого не сделали, а другие потребители были переведены к другим поставщикам без их на то согласия.

В связи с этим, многие потребители пожаловались в НКРЭКУ, ведь такие действия облгазов являются нарушением лицензионных условий и прав потребителей природного газа.

После чего, в феврале 2021 г. НКРЭКУ провело проверку такой деятельности АО «СУМЫГАЗ». И в конце марта этого же года, на этот облгаз был наложен штраф в размере 102 тыс. грн.

В других случаях некоторые облгазы, как только узнавали об инициировании потребителями процедуры смены поставщика природного газа, сразу им начисляли штрафы за чрезмерное потребление природного газа.

Конечно, это затягивало процесс смены поставщика, а также останавливало некоторых потребителей на этом пути.

В том числе со слов потребителей, неизвестные звонили и запугивали их, чтобы они не меняли своего поставщика природного газа.

Во многих случаях облгазы и их газоснабжающие компании незаконно начисляли морозные коэффициенты тем потребителям, которые начинали процедуру смены поставщика. После чего им звонили и предлагали отменить все начисленные коэффициенты, если они не будут менять действующего поставщика.

Следует также упомянуть о случае, который произошел в Полтавской области в городе Лубны и ближайших с ним селах.

Этот населенный пункт является районным центом Полтавской области. Там есть местный оператор газораспределительных сетей АО «Лубныгаз» (Лубныгаз), который выполняет такие же функции, как и облгаз, но на меньшей территории.

Уже тогда Лубныгаз стал основателем поставщика природного газа — ООО «ТД Лубнигаз», которое и поставляло природный газ населению на территории деятельности Лубныгаз.

Таким образом в ноябре 2020 года те бытовые потребители, которые начинали процедуру изменения ООО «ТД Лубныгаз» на другого поставщика, начали сталкиваться с существенными трудностями, которые искусственно создавал Лубныгаз.

Тогда работники Лубныгаз наведывались почти к каждому бытовому потребителю, и перекрывали поставки природного газа якобы из-за утечки газа.

Некоторые бытовые потребители находились без газоснабжения вплоть до февраля 2021 года.

Следует отметить, что утечка газа не является основанием для прекращения газоснабжения на четыре месяца. В случае утечки Лубныгаз должен был сразу устранить его причину без прекращения газоснабжения на такой большой промежуток времени. Но это не останавливало его перед прекращением газоснабжения даже в пятиэтажных жилых домах.

Эти события сопровождались акциями протеста местного населения, освещались национальными телеканалами, народными депутатами, общественными организациями.

Потребители писали жалобы к премьер-министру Украины, в Министерство энергетики Украины и НКРЭКУ, но все было бесполезно.

Премьер-министр и министерство перенаправили жалобы в НКРЭКУ, а та направляла запрос в свое управление в Полтавской области, которое давало ответ об отсутствии каких-либо нарушений со стороны Лубныгаз, после чего НКРЭКУ отвечало бытовому потребителю о том, что нарушений законодательства нет.

Вот так все продолжалось до февраля 2021 г., пока в решение этой проблемы не вмешались народные депутаты Украины.

Итак, какие улучшения получило населения

Я согласен, что рынки энергоресурсов в Украине требуют кардинальных изменений, ведь наличие монополий не создает конкуренции, не способствует снижению цен и увеличению инвестиций.

Но, исходя из приведенного видим, что НКРЭКУ может ввести новые правила деятельности рынка природного газа Украины.

Как видим, НКРЭКУ или не видит имеющихся правонарушений со стороны некоторых участников рынка поставки природного газа, или накладывает штрафные санкции на нарушителей через полгода после совершения ими незаконных действий, или накладывает почти минимальный штраф в размере 102 тыс. грн, как, например, в случае газового триллера, который случился в Полтавской области.

А чтобы это все стало возможным, и постоянно происходило, НКРЭКУ предварительно утвердила нелепые нормативно-правовые акты, которые должны были бы регулировать деятельность на рынке природного газа, но в которых вообще нет действенных механизмов надлежащей деятельности этого рынка.

Итак, имеем что-то мертворожденное, что некоторые уполномоченные лица в течение года пытаются украсить и выдать за живое.