Контроль качества потребительских товаров: какие законодательные новации предусмотрело государство?
Украина надеется на продолжение действия режима автономных торговых преференций с Европейским Союзом после 6 июня 2025 г. и работает над планом расширения «промышленного безвиза» на максимальное количество товаров. В то же время, государственный регулятор усиливает контроль здоровой конкуренции и качества товаров на внутреннем рынке. В этом блоге расскажу вам о том, какие нововведения внедрены в сфере фармацевтической продукции, непродовольственных товаров и рекламного продвижения изделий.
Рыночный надзор в сфере непродовольственной продукции
Возобновление проверок в сфере рыночного надзора продиктовано необходимостью усиления защиты прав потребителей и развития честного бизнеса. Мы стремимся приблизить украинский рынок к европейским стандартам, обеспечив безопасность поступающей в продажу непродовольственной продукции. Восстановление проверок позволит более эффективно выявлять и устранять нарушения, которые могут угрожать здоровью потребителей. Для бизнеса это значит создание равных условий для всех участников рынка. Честные предприниматели получат преимущества, а недобросовестные больше не могут вытеснять качественную продукцию дешевыми подделками. Кроме того, это важный шаг к заключению Соглашения о «промышленном безвизе», которое имеет приоритетное значение для Украины в отношениях с ЕС и обеспечит открытие доступа промышленной продукции Украины на рынки стран ЕС на основе взаимного признания результатов работ по оценке соответствия этой продукции. Благодаря проверкам можно своевременно обнаружить опасные товары и изъять их с рынка, защищая здоровье потребителей.
Также действуют внеплановые проверки в сфере рыночного надзора за обращениями граждан. Это еще один важный инструмент для контроля качества и безопасности продукции. Если потребители сталкиваются с опасной или некачественной продукцией, они могут обратиться к нам и проведем соответствующую проверку. Граждане играют немаловажную роль в контроле качества товаров. Чем больше обращений мы получаем, тем более эффективно можем бороться с нарушителями.
Обеспечение безопасности товаров является одним из главных приоритетов нашей деятельности. Мы работаем над тем, чтобы украинские потребители могли быть уверены в качестве продукции, которую они покупают каждый день. Также это важный шаг для адаптации Украины к европейским стандартам.
Регулировка цен на лекарственные средства
С 1 марта вводятся новые механизмы регулирования цен на лекарственные средства. Правительство приняло решение о регулировании цен на лекарства, и мы уже работаем над их внедрением. Основные изменения включают ограничение наценок для дистрибьюторов до 8%, розничные надбавки на рецептурное лекарство от 10% до 25%, в зависимости от стоимости препарата, а также предельную наценку на безрецептурные препараты – не более 35% к закупочной цене. Важным новшеством является запрет маркетинговых платежей – аптеки больше не будут получать скрытые бонусы от производителей и дистрибьюторов. Мы снова получаем право проверять цены на лекарственные средства, что поможет предотвратить безосновательный рост стоимости препаратов, сдерживать инфляционные процессы в аптечных сетях и защищать потребителей от ценовых манипуляций. Даже в период действия моратория мы продолжали мониторинг применения цен на лекарства, входящие в программу «Доступные лекарства». Теперь же у нас есть больше инструментов для предотвращения злоупотреблений на рынке фармацевтической продукции. Это создает прозрачный и справедливый рынок лекарства, где каждый украинец сможет получить необходимые препараты без переплат и манипуляций.
Одним из направлений деятельности Госпродпотребслужбы является предупреждение курения табачных изделий, снижение уровня их употребления среди населения, ограничение доступа к ним детей, здравоохранение населения от вреда, причиняемого их здоровью вследствие курения табачных изделий. В 2024 году мы провели 250 внеплановых проверок субъектов ведения хозяйства по обращениям граждан. У более 70% проверенных объектов выявлены нарушения. Основные нарушения включают рекламу и стимулирование продаж табачных изделий (56,5%), курение в заведениях ресторанного хозяйства (17,9%) и отсутствие информационных предупреждений в общественных местах (16,4%). По результатам проверок 172 субъекта хозяйствования получили штрафные санкции на общую сумму 6,9 млн грн, из которых 5 млн грн уже оплачено добровольно. В частности, штрафы составляют: курение в запрещенных местах – 3 тыс. грн; нарушение запрета рекламы или стимулирование продажи табачных изделий – 30 тыс. грн; повторное нарушение запрета на рекламу или стимулирование продажи табачных изделий – 50 тыс. грн.
Надзор за сферой рекламы в Украине
Контроль за рекламой в Украине осуществляют несколько органов. Основной контроль за рекламой осуществляет Госпродслужба, за исключением рекламы в сфере азартных игр и финансовых услуг. Принятые нами меры по контролю и увеличению штрафных санкций способствуют повышению ответственности рекламодателей. Однако есть еще много вызовов, которые нужно решать. По итогам прошлого года, больше всего нарушений касалось несоблюдения языкового законодательства – 712 заведенных дел. Также значительная часть нарушений составила реклама лекарственных средств, медицинской техники и методов лечения. Кроме того, были обнаружены нарушения, связанные с рекламой алкоголя, табачных изделий, детского питания, обманчивых скидок и дискриминационной рекламы. В общей сложности нарушители уплатили более 4 млн грн штрафных санкций. Это свидетельствует об эффективности мер контроля и необходимости дальнейшего усиления регулирования.
Сотрудничество с зарубежными партнерами
Недавно состоялась встреча представителей Госпродпотребслужбы с представителями Министерства иностранных дел Швеции, и мне представился случай представлять Украину в составе нашей делегации. Встреча была очень важной для Украины. Основное внимание было уделено гармонизации украинских технических регламентов с европейскими стандартами. Это ключевой этап на пути подписания Соглашения об оценке соответствия и принятия промышленных товаров (АСАА). Она открывает новые перспективы украинским экспортерам и способствует укреплению позиций Украины на рынке ЕС. У нас была прекрасная возможность ознакомиться с лучшими практиками шведской системы рыночного надзора. Особый акцент был сделан на выполнении требований Регламента ЕС 2019/1020, который является определяющим для гармонизации законодательства Украины с европейским, в частности применения инструментов государственного рыночного надзора на интернет-торговлю или другие способы дистанционной торговли. Опыт Швеции в создании прозрачных и доверительных отношений между государственными органами и потребителями чрезвычайно ценен для Украины. Мы стремимся ввести эффективную систему защиты прав потребителей, что повысит качество и безопасность продукции, доверие к рынку. Это положительно отразится на развитии экономики и конкурентоспособности украинских товаров.
А в Брюсселе мы встретились с представителями Европейской комиссии. Обсудили адаптацию украинского законодательства к Директиве ЕС 2006/114/ЕС по обманчивой и сравнительной рекламе. Это не только выполнение наших обязательств перед ЕС, но создание прозрачного рекламного рынка. Честная конкуренция и защита прав потребителей – ключевые аспекты обсуждения. Мы стремимся не просто вводить нормы, а обеспечить их эффективное применение на практике. Мы работаем над гармонизацией законодательства Украины, улучшением системы рыночного надзора и укреплением защиты прав потребителей. Наша задача – создать современную и эффективную правовую среду, которая обеспечит условия для честной конкуренции и безопасности потребителей. Украина уверенно двигается к европейским стандартам, и это сотрудничество является важным шагом в этом направлении.



