Экообразование плавно переходит в экологический образ жизни
Использование экосумок вместо полиэтиленовых пакетов, сортировка мусора и сознательное потребление природных ресурсов все больше набирают популярность среди украинцев. К мировой тенденции быть «эко» из года в год присоединяется все больше людей и новых стран. Как Глава подкомитета по вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов и государственного мониторинга окружающей природной среды знаю, что крайне важно отстаивать введение системного экообразования в Украине, его соответствия современным экологическим тенденциям и запросам общества.
Глобальные и местные экопроблемы заставляют переосмыслить наше отношение к окружающей среде. Бизнес начинает ориентироваться на потребителя, а тот стремится сделать свой образ жизни более сознательным и экологичным. Однако важно, чтобы это не было просто декларирование позиции, для соответствия трендам. Экологичность заключается в формировании соответствующего мышления и культуры в каждого из нас.
О состоянии водных ресурсов в Украине
Экологичность, повторная обработка и рациональное использование ресурсов должны быть не просто популярным экосленгом, а способом нашей жизни. Сознательное потребление должно относиться не только к вещам повседневного спроса, а прежде всего — к природным ресурсам. Как член Экокомитета и Глава подкомитета, ответственного за водные ресурсы, могу заверить, мы живем во время, когда вода в некоторых странах и континентах постепенно превращается из доступного ресурса в роскошь.
Вода это жизненно важный продукт, она имеет особое стратегическое значение и отношение к ее использование должно быть соответствующим. Сейчас Украина находится в списке стран, которые пока имеют достаточный запас этого ресурса. Но одновременно мы среди стран, которые тратят чрезмерное количество литров воды в сутки в расчете на одного человека.
Проблем также добавляет изношенность водохозяйственной инфраструктуры: из-за старых и заржавевших труб во время транспортировки в наши дома теряются значительные объемы воды. Миллионы кубометров проникают в почву и просто бесследно теряются. В связи с этим большой победой является недавняя ратификация Рамочного договора между Украиной и Францией по поддержке проекта по улучшению водоснабжения в Киеве и Луганской области. Согласно этому договору Украине предоставляются средства на модернизацию водохозяйственной инфраструктуры, что должно улучшить качество питьевой воды.
Приведенная ниже статистика и прогнозы заставляют переосмыслить наше отношение к водному ресурсу и мотивировать изменить наши ежедневные привычки, связанные с использованием воды.
Об экообразовании
Недавно на Форуме «Украина30.Экология» я отмечал, что стоит апеллировать к сознанию граждан и проводить просветительскую работу среди населения. Лучшими помощниками в этом вопросе, считаю, являются педагоги. Поэтому целесообразно начинать заниматься экологическим образованием и внедрять его, начиная с наших маленьких граждан и дошкольных учебных заведений.
Экологическое образование — это длительный процесс воспитания у населения рационального отношения к природе и ресурсов. Экообразование плавно переходит в экологический образ жизни, поэтому оно так важно и медленно во времени. Но все начинается с малого, с ежедневного формирования знаний, навыков и правильных привычек.
В странах ЕС система экологического образования построена таким образом, чтобы обеспечить широкие контакты ребенка с окружающей средой и сформировать знания о единстве человека, общества и природы. О прямой взаимосвязи локальных, региональных и глобальных экологических проблем с деятельностью человека. К примеру, в Германии детей, начиная с детского сада, обучают заботиться о среде, в которой они живут: сортировать мусор, использовать меньше пластика и полиэтилена, заботиться о растениях и животных.
В Украине ведущая роль в процессе экообразования должна принадлежать общеобразовательным учреждениям. Однако сейчас экообразование — это формальный и, к сожалению, малоэффективный процесс. Это вызвано второстепенным отношением:
- к качеству преподавания дисциплин, связанных с экообразованием;
- ограниченным количеством часов;
- слабым обеспечением школ материалами экологического направления;
- отсутствием практики у школьников во время ознакомления с современными экологическими проблемами.
Ослабляющим фактором является и недостаточная мотивация учащихся к получению этих знаний. Почему так происходит? Пожалуй, и из-за слабого освещения экологических проблем: местных, всеукраинских или глобальных.
Такой подход нужно как можно быстрее менять и работать над формированием ценностных ориентиров в отношениях с природой, как у детей, так и у взрослых. Формировать чувство ответственности и неравнодушия за состояние окружающей среды на региональном и глобальном уровнях. Важно, чтобы дети понимали суть и масштабы экологических проблем современности и личной ответственности каждого за будущее своего города, региона и планеты.
Экообразование для взрослого населения
Экообразование также должно повышать уровень экокультуры среди взрослого населения. Здесь и проведение просветительской работы, и привлечение общественности к природоохранной деятельности и многое другое. Надо, чтобы каждый понял, что исчезновение воды в колодцах, падение уровня воды в реках или высыхание болот — это не просто отсутствие дождя. Это последствия экологических проблем, с которыми мы уже столкнулись. Нужно учить общественность строить свою деятельность таким образом, чтобы не ухудшать текущую ситуацию и беспокоиться об окружающей среде. Имею в виду общественные организации, молодых политиков, предпринимателей и т. д.
Некоторые территориальные общины в Украине уже начали проводить экомероприятия для взрослого населения, при которых обучают правилам обращения с отходами, сортировке мусора, наблюдению за качеством воздуха или воды. Вместе с тем, важно выделить экообразование для руководства и команд созданных общин. Ведь это люди, которые ищут и внедряют практические решения на местном уровне. Нужно понимать, что пока руководящие должности займет экологически образованное поколение (наши с вами дети), пройдет не менее 15–20 лет, а изменения важно начинать делать уже сегодня.
Коммуницировать с председателями ОТО через Ассоциацию глав ОТО, руководителям общин в свою очередь искать гранты на внедрение экообразования и первоочередных мероприятий и приглашать для просвещения в общинах организации, которые готовы учить, советовать и помогать внедрять экорешения, например ПРООН.
Законодательные изменения
Успешность экообразования заключается в ее комплексности. Кроме наполнения знаниями и работы со взрослым населением, важной составляющей являются изменения на государственном уровне.
С коллегами в Экологическом комитете работаем над разработкой законопроектов, направленных на совершенствование экологического законодательства в Украине и решение основных проблем, касающихся окружающей среды. Недавно Кабинетом Министров было принято постановление № 575 об ограничении использования фосфатов в моющих средствах и внедрении более жестких норм к этим продуктам. Это должно улучшить качество воды и водной среды. Важный и актуальный законопроект об экологическом контроле № 3091, рамочный законопроект Экологического комитета об управлении отходами № 2207-1-д . Из основного также весной этого года издан Указ Президента «О вызовах и угрозах национальной безопасности Украины в экологической сфере и первоочередных мерах по их нейтрализации», который призван защитить окружающую среду и перезагрузить не только водную, но и всю экологическую политику и подходы к использованию природных ресурсов.
На базе Экокомитета совместно с Минэкологии мы разработали законопроект № 5442, который позволит проводить руслоочистительные работы на малых и горных реках, улучшать систему безопасности районов, представляющих угрозу подтоплений и паводков. Эта инициатива очень важна для меня лично, для Прикарпатья и в целом для западных регионов Украины, имеющих наибольшую угрозу весенних подтоплений и паводков.
Законодательные изменения происходят и однозначно будут положительно влиять на динамику внедрения экообразовательных мероприятий. К тому же, вместе с общественными организациями, в частности Всеукраинской экологической лигой планируем совместно разработать изменения в образовательное законодательство, направленные на экологическое образование в учебных заведениях разных уровней.
О переработке отходов и состоянии воздуха
В странах Европейского союза относятся к отходам, как к ценному ресурсу, который можно перерабатывать и повторно использовать. Нам целесообразно перенимать такой опыт и учиться использовать бытовые отходы, а не просто вывозить их на свалки. Ведь автобус, который ездит на биотопливе это уже не далекая перспектива, а реальность некоторых европейских стран (Швеции). Сейчас считаю целесообразным стимулировать общины принимать решения о покупке общественного транспорта на электротяге. Автобусы, троллейбусы и даже такси — практически все виды транспорта доступны на батарейках. Это прекрасная практика, с которой следует начинать путь к переходу на более экологичный вид пассажирских перевозок. Да, это не дешево, но однозначно это окупится: и если сравнивать со стоимостью горючего, и в результате экологичности для общин.
В Украине существует еще одна проблема, связанная с автомобилями, — это практически отсутствие утилизации использованных автомобильных шин. На заседании Экокомитета была создана рабочая группа по этому вопросу, в которой мы будем нарабатывать законодательные инициативы по утилизации и переработке автомобильных шин. Уже в сентябре этого года планируем выдать законопроект, который будет регулировать этот вопрос и будет стимулировать качественно утилизировать использованные шины.
Должны внедрить принцип расширенной ответственности производителя для государственных и частных предприятий. Эта стратегия учит правильному обращению с отходами, стимулирует позитивные преобразования в производстве и позволяет решить экологические проблемы. Как следствие, производители переходят к замкнутому циклу производства, уменьшается количество отходов на свалках, строятся мусороперерабатывающие заводы, создаются новые рабочие места, как результат — качество и чистота воздуха улучшается.
Последний пункт особенно важен, ведь в 2020 году Украина восьмая в Европе и 43-я в мире среди стран по загрязнению воздуха. Особенно неутешительным является качество воздуха в столице: индекс загрязненности составляет 108 при норме 50. В Киеве уже работают два поста мониторинга воздуха — в Дарницком и Днепровском районах города и вскоре планируется обустройство еще нескольких новых. Однако важно не только следить за ситуацией, но и принимать определенные меры для ее решения. Положительным шагом является обновление Закона об охране атмосферного воздуха, которым усиливается ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха для предприятий, обязывающее их отчитываться о выполненных природоохранные мероприятия.
Мы стремимся оставить нашим детям лучшее, и важно, чтобы наши стремления не ограничивались престижным жильем или авто. Призываю думать глобально и оставить для наших будущих поколений чистую окружающую среду, возможность иметь доступ к качественной воде, дышать чистым воздухом и наслаждаться невероятной природой нашей страны. А еще — качественное образование, стремление к знаниям и гуманное отношение как к окружающей среде, так и к животным. С помощью экообразования мы сможем преодолеть барьер безразличного отношения к состоянию окружающей среды. Для этого следует стремиться учиться самому, поощрять коллег, давать пример своим детям и следовать положительному примеру тех людей и стран, кому это уже удалось.