Вверх
Дать отзыв

Болотный убийца за $13 миллиардов

16 мин на прочтение02 Февраля 2022, 14:14 735
Поделиться:

Финансово проект международного водного пути Е40 обречен на провал

Несмотря на признание учеными важной роли болот в сохранении климата, человечество продолжает уничтожать эти экотопы с удивительным рвением. В частности, транспортные министерства трех стран: Польши, Белоруссии и Украины, лоббируют проект международного водного пути Гданьск-Херсон (Е40), несмотря на то, что эта «стройка века» угробит Полесье. Которое на сегодняшний день является крупнейшим водно-болотным регионом Европы.

Природоохранники неоднократно призывали чиновников, правительства одуматься, приводили веские экологические аргументы. Но пока они остаются неуслышанными. Очевидно, астрономические суммы, которые будут задействованы при осуществлении проекта, ослепляют ответственных лиц в правительствах.

Поэтому в Международный день водно-болотных угодий, который отмечается 2 февраля, защитники окружающей среды решили пойти другим путем. Они обнародовали результаты экономического исследования, показывающего, что финансово проект международного водного пути Е40 обречен на провал. Международная коалиция экологических организаций Save Polesia провела огромную работу и еще раз разоблачила абсудрность самой идеи строительства мега-канала через все Полесье.

На Припяти. Фото Олега Ноября

Исследование консалтинговой компании Langhout Ecologisch Advies (LEA) показало, что водный путь Е40 никогда не сможет окупить огромные затраты на его строительство. Анализ проводился по ключевому – польскому – участку маршрута. О важности этого участка, в частности, упомянуто в письме Мининфраструктуры Украины в Национальный экологический центр Украины от 23.06.21. В нем замминистра Юрий Васьков сообщает, что Украина продолжит проект только при условии реализации польской части.

LEA отмечает, что даже по оптимистическим прогнозам, долгосрочные (65 лет) чистые убытки от строительства польского участка водного пути E40, как ожидается, значительно превысят 1 миллиард евро. Есть три варианта прокладки маршрута международного водного пути Е40 (МВШ Е40) от Гданьска до Бреста (см. рисунок). У каждого есть свои преимущества и недостатки, но все, в конце концов, оказываются убыточными. Вероятный вариант водного пути приведет к ущербу в размере более 6,5 миллиарда евро. Цена реализации водного пути E40 очень высока по сравнению с потенциальными доходами и возможными выгодами. Сооружение самого дешевого варианта польского участка обойдется не менее 9,8 миллиарда евро, а самого реалистичного – в более 12 миллиардов евро. Кроме того, Е40 конкурирует с более стабильным видом транспорта – по железной дороге, которая имеет значительные преимущества перед речным судоходством с точки зрения безопасности для окружающей среды. Но это еще не все. Убытки, спрогнозированные отчетом, могут быть намного выше, поскольку стоимость транспортной инфраструктуры часто в конечном счете оказывается больше, чем предполагалось.

Международная коалиция экологических организаций Save Polesia

Предварительный экономический анализ водного пути E40 был опубликован бизнес-союзом предпринимателей и работодателей Беларуси (BUEE) в феврале 2019 года. В отчете BUEE говорится, что реальные расходы на предлагаемый водный путь E40 занижены, по меньшей мере, на 1 миллиард евро в Беларуси и Украине. BUEE также указывает на высокие финансовые, экологические и социальные риски, связанные с выполнением международного проекта небольшими частями.

Оба отчета подтверждают необходимость инвестировать в стратегическое улучшение существующей автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, в частности – в электрификацию железной дороги.

Недавний экономический анализ (1), проведенный по заказу польского правительства, также показывает, что водный путь E40 будет экономически нежизнеспособным в Польше. Несмотря на это, авторы польского анализа рекомендуют продолжить строительство. Этот анализ польского правительства не был обнародован. Партнеру Save Polesia в Польше удалось получить анализ только после длительной переписки с ведомствами с требованием предоставить доступ к информации.

  • (1) «Анализ сектора внутреннего водного транспорта в рамках модернизации водного пути Одры и реки Висла» (Этап IV, полный итоговый отчет, версия 2, Варшава, декабрь 2018 г.), выполненный WYG International Sp. z o. о. по заказу Министерства морского хозяйства и внутреннего судоходства - "Analysis of inland water transport sector in scope resulting from the modernization of the Odra Waterway and the Vistula River Waterway" (Stage IV, full final report, Version 2, Warsaw, December 2018) performed by WYG International Sp. z oo commissioned by the Ministry of Maritime Economy and Inland Navigation

Полесье и водный путь Е40

Полесье – огромная дикая территория, расположенная на просторах Беларуси, Польши, России и Украины. Водный путь E40 – это транснациональная инициатива, цель которой — соединить Балтийское и Черное моря с помощью судоходного сообщения длиной примерно 2000 км от Гданьска в Польше до Херсона в Украине. Реализация этой идеи будет оказывать очень серьезное негативное влияние на природное и культурное наследие, на людей Полесья, а также неоднозначное влияние на экономику и глобальный углеродный баланс.

Побережье Полесского озера. Фото Олега Ноября

Хотя планирование водного пути E40 все еще находится на ранней стадии, ТЭО – технико-экономическое обоснование (feasibility study) было опубликовано в 2015 году (*). ТЭО предполагает, что маршрут пройдет через речные системы Вислы, Буга, Пины, Припяти и Днепра (см. рисунок). Большая часть маршрута проложена через естественные русла рек. И эти реки придется в таком случае спрямлять, перегораживать плотинами, углублять и обваливать. Несмотря на то, что некоторые части маршрута уже существуют, масштабы проекта в целом настолько значительны, что это чревато экологической катастрофой по всему региону.

(*) Морской институт в Гданьске (2015) Восстановление внутреннего водного пути E40 Днепр – Висла: от стратегии до планирования. Окончательный отчет о технико-экономическом обосновании – исправленный отчет (согласно замечаниям и требованиям Виллема Зондага, юридического и технического консультанта). Гданьск, декабрь 2015 года.

Отчет LEA подтверждает выводы эксперты Бизнес-союза предпринимателей и работодателей Беларуси (Экономическая оценка планов реконструкции внутреннего водного пути Е40. Минск, февраль 2019). Тогда, в 2019, рассматривались разные факторы по всему маршруту водного пути E40, включая гидрологию, экономику транспорта, радиоактивность и потенциальные альтернативные сценарии развития Полесья. А также в нем давалась оценка технико-экономического обоснования, проведенного Гданьским Морским институтом в 2015 г.

Исследование Langhout Ecologisch Advies, базирующееся в Нидерландах, содержит углубленный анализ затрат и выгод ключевого участка предлагаемого водного пути E40, проходящего от Гданьска в Польше до Бреста в Беларуси. Отчет был доработан в соответствии с рекомендациями ведущей британской консалтинговой компании EFTEC ( Economics for the Environment Consultancy ), которая поддержала выводы коллег из Нидерландов.

Что оценивали авторы обоих исследований:

  • показатели прогнозируемых экономических затрат и выгод и их чувствительность к неопределенности;
  • результаты конкуренции водного пути Е40 с автомобильным и железнодорожным транспортом;
  • общие социальные, экономические и экологические последствия
  • риски для инвесторов, реализующих проект;
  • соответствие ключевым требованиям международных перевозок;
  • потенциальные альтернативы.

Эксперты коалиции Save Polesia сделали на основании этих исследований следующие выводы:

Не будет никаких экономических преимуществ от развития водного пути Е40 в целом

Проанализировав имеющиеся данные и сравнив их с другими данными транспортного сектора, эксперты пришли к выводу, что развитие всего водного пути Е40 не имеет однозначных экономических преимуществ. Анализ показывает, что одна часть проекта в нижнем течении Днепра в Украине может дать экономическую отдачу, если внутренний водный транспорт не субсидируется правительством. Однако существует много экономических и экологических рисков на всех других участках водного пути Е40, в том числе в Украине, выше по Киевскому шлюзу, и на всем белорусском и польском участках.

Ровенский заповедник – это болота и пойменные луга. Фото Олега Ноября

Водный путь E40 дорог и может обойтись еще дороже, чем в самых пессимистических прогнозах

Даже неполная его стоимость (не всех составляющих маршрута) оценивается в более чем 12 миллиардов евро. Но некоторые расходы, похоже, не были учтены, другие были значительно занижены. Как следствие, эксперты считают, что инвестиционные расходы по развитию украинской части Днепра занижены почти на 100 млн евро. Они также сообщают, что инвестиционные расходы на белорусский участок, вероятно, были занижены, по меньшей мере, на 900 миллионов евро. Это говорит о том, что действительные расходы на проект превысят 13 миллиардов евро.

Эксперты также подвергли критике игнорирование проектантами экстернальных расходов. Например, затраты на нейтрализацию вреда окружающей среде (если такая нейтрализация возможна) или штрафов и возмещения ущерба (если потери для экосистем неотвратимы). Сюда же следует отнести увеличение стоимости расходов на водоснабжение, расходы на смягчение последствий и меры по адаптации к изменению климата.

Углубленный анализ польского участка водного пути E40 от Гданьска до Бреста показал, что проект приведет к масштабным потерям государственных средств.

В рамках анализа затрат и выгод для участка водного пути между Гданьском и Брестом экспертный анализ показывает, что все варианты этой части маршрута экономически невыгодны. Экономическая текущая стоимость указывает, что проект будет сильно в минусе при всех вариантах. Даже самый лучший результат приведет к убыткам более 1 миллиарда евро. Эксперты считают, что дефицит, вероятно, будет гораздо больше, поскольку другие сценарии приведут к тому, что ущерб превысит 6,5 миллиарда евро. Любой переброс грузов с железной дороги на внутренний водный транспорт может увеличить внешние расходы, такие как расходы, связанные с выбросами парниковых газов. В отчете делается вывод, что реализация водного пути Е40 экономически невыгодна и что должностные лица вредят общественным интересам, продолжая настаивать на строительстве Е40.

Один из участков Ровенского природного заповедника, жемчужины Полесья. Канал Е40 угрожает этим ландшфатам как потенциальная мегадрена. Фото Олега Ноября

Даже в долгосрочной перспективе (65 лет) и при самом оптимистичном сценарии, проект будет убыточным. В отчете делается вывод, что ни при каком сценарии грузоперевозки на водном пути E40 не будет достаточным, чтобы компенсировать затраты на строительство, эксплуатацию и содержание водного пути из-за его высокой стоимости и конкуренции с железной дорогой. Анализ показывает, что в первые годы на водный путь могут повлиять ранее непредвиденные аспекты, такие как нехватка судов и персонала, неблагоприятные погодные и гидрологические условия, а также большие логистические проблемы.

"Нежданчик"

Отчеты подкрепляют экономический анализ, проведенный по заказу польского правительства. И обнаруживший, что водный путь E40 будет убыточным в Польше.

Экономический анализ, проведенный по заказу польского правительства, делает вывод, что водный путь E40 был бы экономически невыгоден для страны. Все варианты приводят к чистому экономическому ущербу для общества. Несмотря на отсутствие обоснованных экономических причин, авторы этого польского анализа рекомендуют продолжить строительство водного пути E40, возлагая на польское общество расходы, значительно превышающие выгоды. Этот польский официальный анализ не был обнародован, и партнеру коалиции Save Polesia в Польше удалось получить его только после продолжительной борьбы за доступ к информации.

Анализ польского правительства освещает дополнительные проблемы, связанные с водным путем E40 в Польше:

– Будут дополнительные высокие расходы, в частности, связанные со строительством новых причалов в портах и необходимостью переоборудования мостов для прохождения под ними больших судов.

- Шлюзы могут стать «узким местом», что приведет к задержкам транспортировки, а значит, к низкой производительности и более высоким затратам.

– У Польского судоходного флота нет достаточных мощностей и технически устаревший. Современных судов нет, а старые суда не обладают достаточной грузоподъемностью и не могут перевозить некоторые виды грузов.

Эта информация стала доступна только после того, как отчет Langhout Ecologisch Advies за 2022 год был завершен. Однако все данные свидетельствуют о том, что экономические последствия будут даже хуже прогнозируемого сейчас и что прогноз ущерба, вероятно, окажется сильно заниженным.

Коалиция Save Polesia чрезвычайно обеспокоена тем, что решения, которые могут повлечь столь огромные расходы для Польши и общества в целом, принимаются без более широкого публичного обсуждения, тем более учитывая последствия, очерченные исследованиями, которые были заказаны на деньги налогоплательщиков.

Транспортировка по внутреннему водному транспорту занимает много времени и является сложной

Эксперты обнаружили, что внутренний водный транспорт работает плохо на предложенном маршруте E40 из-за низкой скорости доставки, наличия сезонных ограничений, таких как гололедица и низкая вода. Также будут необходимы дополнительные перегрузки с судна на судно из-за разных технических характеристик канала на разных участках. Между Варшавой и Брестом доставка МВШ Е40 оценивается в 61 час, тогда как автомобильным транспортом – всего 13 часов, а железнодорожным – 19 часов.

Социально-экономическое и экологическое влияние водного пути Е40 может быть неприемлемо

По оценкам экспертов, гидрологические изменения могут угрожать около 2000 км2 территории в Польше и Беларуси, расположенные преимущественно в долинах рек Висла и Припять. Это может оказать значительное влияние на зависимые от воды секторы экономики, такие как сельское хозяйство. Кроме того, заповедные территории будут повреждены, а предоставление основных экосистемных услуг, таких как борьба с наводнениями, будет гораздо менее эффективным.

Новые водохранилища, являющиеся частью проекта, могут стать дополнительными источниками выбросов парниковых газов. Расчеты показывают, что на польском и белорусском участках водного пути Е40 выбросы могут превышать 600 000 тонн CO2 в год. Согласно методам оценки, рекомендованным Европейской комиссией, к 2050 году ущерб от такого влияния на климат может достигнуть 150 миллионов евро в год.

Когда Горынь была судоходной. Фото Олега Ноября

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть, заключается в том, что нынешний польский судоходный флот серьезно устаревший, и этот факт подчеркнул анализ для польского правительства. Риск заключается в том, что инвесторы будут импортировать подержанные суда из Западной Европы, которые могут быть устаревшими и загрязнять окружающую среду.

Есть многочисленные инвестиционные риски и экономические угрозы, связанные с водным путем Е40

Эксперты считают, что значительные инвестиционные затраты и риски радиоактивного загрязнения Чернобыльской зоны отчуждения делают развитие коридора Е40 нереальным. В частности, они не считают планируемое строительство промежуточного порта в Нижних Жарах в Беларуси жизнеспособным решением.

Экономическая оценка свидетельствует о том, что водный путь Е40 будет неконкурентоспособным в Беларуси и Украине без субсидий. Эксперты также утверждают, что если субсидии будут предоставляться на транспорт, который будет пользоваться водным путем Е40, может произойти значительное сокращение доходов существующих железнодорожных и автомобильных транспортных компаний, что потенциально приведет к кризису в этих секторах. Эксперты отмечают, что взыскание полной платы с кораблей за использование водного пути Е40 нарушает принцип «пользователь платит» и переведет расходы на строительство МВШ Е40 на налогоплательщиков.

Водный путь E40 не получит политической поддержки со стороны ЕС

Дальнейшие планы развития водного пути E40 противоречат требованиям зеленого финансирования ЕС. Водный путь не отвечает требованиям ЕС по защите окружающей среды (например, директивы по природе, водным ресурсам и экологической оценке) и обязательствам по изменению климата. Недавний анализ самого польского правительства признает, что охрана природы и обязательства относительно Natura 2000 является проблемой для внутреннего судоходства.

Полесья. Фото Олега Ноября

Есть лучшие альтернативы

Экономический анализ в обоих отчетах и собственный анализ польского правительства доказывают, что реализация проекта водного пути Е40 не может быть воспринята обществом. Переориентация грузов по железнодорожному транспорту на внутренний водный транспорт приведет к увеличению экономических затрат для общества.

Альтернативные инвестиции имеют гораздо больший экономический смысл. Анализ 2022 года Langhout Ecologisch Advies указывает на очевидный потенциал электрифицированного железнодорожного транспорта как лучшей альтернативы водному пути E40. Увеличение пропускной способности и скорости и снижение шума железных дорог, вероятно, будет экономически выгодной инвестицией. Другие инвестиции, направленные на снижение экстернальных расходов автомобильного и железнодорожного транспорта, таких как безопасность дорожного движения и экологически чистый подвижной состав, также следует изучить.

По мнению экспертов, важны и имеют значительный потенциал для развития:

  • модернизация пограничных переходов и таможенных терминалов;
  • модернизация железных дорог с целью увеличения пропускной способности и скорости движения поездов и полная электрификация железнодорожной системы всей Украины для снижения внешних расходов на перевозку железнодорожных грузов;
  • улучшение логистической инфраструктуры, приспособленной к работе с товарами трансграничной торговли.

Экономическая жизнеспособность

В таблице 1 представлен обзор экономических показателей Е40 на участке Гданьск – Брест.

Чистая приведенная стоимость ( NPV ) по сценарию по умолчанию сильно отрицательна.

Внутренняя экономическая норма прибыли ( EIRR ) ниже 0 для всех трех вариантов. Для экономической жизнеспособности в Польше необходим EIRR 0,05. Реальные транспортные инвестиционные расходы часто превышают начальные отметки на 50 или 100%.

 

Investment

NPV

EIRR

Variant I

€9.840.589.100

- €4.770.507.276

0,008

Вариант II

€11,202,032,800

– €5.803.025.730

0,004

Вариант III

€12.272.645.700

- €6.584.042.170

0,001

Таблица 1 Экономические характеристики участка Е40 Гданьск – Брест.

Анализ затрат и результатов показывает, что участок E40 от Гданьска до Бреста не является экономически выгодным. Эти результаты надежны, как показывает анализ чувствительности. Поэтому необходимо определить альтернативные инвестиции, например, инвестиции, направленные на снижение прямых и внешних расходов и увеличение пропускной способности железнодорожного грузового транспорта между Гданьском и Брестом.

Более подробно этот узкопрофессиональный анализ можно найти здесь: 'Cost-benefit analysis of the E40 waterway In Poland'