Запрет СЗР может обрушить украинский агросектор на $4,3 млрд
Евроинтеграция VS Продовольственная безопасность.
Фото иллюстративноеВопрос имплементации европейских требований в отношении средств защиты растений (СЗР) и перехода на европейский перечень действующих веществ стал едва ли не самой горячей темой в украинском аграрном сообществе. Этот вопрос имеет стратегическое значение, поскольку от него зависит не только продовольственная безопасность Украины, но и наша способность оставаться глобальным поставщиком продовольствия в условиях, когда к 2050 году мировое производство должно вырасти на 50%. Об этом пишет Interfax-Украина, информирует GreenPost.
По данным FAO, от 20% до 40% потенциального урожая ежегодно теряется из-за вредных организмов. Поскольку увеличение площадей пашни невозможно (современные регулирования, такие как EUDR, запрещают дефорестацию), единственный путь — инновационные технологии, в частности эффективные СЗР.
Системные риски одномоментного запрета
В 2025 году три крупных исследования, проведенные Smart Country (ВАР), НУБиП (ЕБА) и HFFA Research (УКАБ), независимо друг от друга пришли к общему выводу: риски одномоментного запрета действующих веществ существенно недооценены.
- 10 млн га под угрозой: Около 10 млн га из 24,5 млн га ежегодно занятых сельхозкультур оказываются под прямой угрозой, если будут запрещены действующие вещества, не одобренные в ЕС (это почти каждый второй гектар).
- Экономические потери: Ежегодные потери урожая могут достичь 14 млн тонн, а экономические потери — $4,3 млрд. Это приведет к падению валового сбора на 20%.
- Падение экспорта: Прогнозируется значительное падение экспорта ключевых культур: пшеница –34%, подсолнечное масло –34%, рапс –22%. Это прямой удар по валютным поступлениям и макростабильности Украины.
- Разрушение агротехнологий: Моделирование показало, что переход на более дорогие и менее эффективные альтернативы приведет к росту затрат как минимум на 20% при одновременном падении урожайности. Опрос фермеров (1,4 млн га) показал, что 51% не готовы к такому переходу.
Для некоторых культур доля ключевых запрещенных средств может достигать 70–80% (свекла), что фактически означает «отключение технологии», а не коррекцию рынка.
Почему нужен переходный период до 2035 года
В публичной дискуссии часто игнорируется ключевой факт: ни одна страна Европейского Союза не проходила одномоментного полного запрета сотен препаратов.
- Постепенная адаптация ЕС: Евросоюз внедрял эти изменения постепенно. Когда ЕС сталкивался с отсутствием реальных альтернатив, он массово применял экстренные разрешения.
- Системное отсутствие заменителей: С 2013 по 2024 год государства ЕС выдали 4761 экстренное разрешение, причем 77% из них повторялись ежегодно. Это доказывает системное отсутствие полноценных заменителей даже после многолетней адаптации.
- Неэффективность «альтернатив»: Заменители, предлагаемые в качестве альтернативы, часто стоят в 5–7 раз дороже, работают слабее, требуют 2–3 обработки, больше воды, техники и топлива, а также увеличивают выбросы CO₂.
Украину призывают сделать то, на что не пошла ни одна европейская страна: запретить все сразу — без переходных инструментов и времени на адаптацию, которыми ЕС пользовался более десятилетия.
Дискуссия о переходном периоде до 2035 года — это не политический торг, а единственный научно, экономически и технологически обоснованный путь. Украина имеет право на такую же адаптацию, какую прошли все страны ЕС, чтобы сохранить свое производство и глобальную роль в продовольственной безопасности.
Больше новостей читайте на GreenPost.

