Вверх
Дать отзыв

«Законопроект № 4142 фактически предоставляет Кабмину и Минздраву карт-бланш» — общественная активистка

Интервью с Вероникой Сидоренко, главой ГО «Вакцинация: свободный выбор»

8 мин на прочтение04 Августа 2021, 17:49
«Законопроект № 4142 фактически предоставляет Кабмину и Минздраву карт-бланш» — общественная активистка «Законопроект № 4142 фактически предоставляет Кабмину и Минздраву карт-бланш» — общественная активистка
Поделиться:

Законопроект № 4142 «О системе общественного здоровья» — не самый скандальный за последние десять лет в области здравоохранения. Вакциноскептики видят в нем прежде всего «умножение на ноль» принципа информированного согласия и дискриминацию по вакцинному статусу, борцы с коррупцией — огромные коррупционные риски и возможность отмыть миллиарды из бюджета, предприниматели — новые расходы и основания для штрафов, а активисты, которые защищают права пациентов, — разрушение всей системы здравоохранения, которая сейчас кое-как, но работает. Несмотря на протесты общественности и отрицательный вывод ГНЭУ с третьей попытки законопроект № 4142 был проголосован в первом чтении и... пока все. Опять о нем заговорили, когда СНБО высказалась против. Тем более, что его фактический соавтор — Виктор Ляшко — теперь возглавляет Минздрав.

Чем же этот законопроект такой важный и что нас ждет в случае его принятия? Об этом GreenPost рассказала Вероника Сидоренко, глава ОО «Вакцинация: свободный выбор».

- Расскажите, откуда взялся 4142 и чем грозит украинском?

- Начнем с того, что два закона, которые предлагается отменить этот законопроект ( «О защите населения от инфекционных болезней» и «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия») существуют с 1990-х и начале 2000-х годов. К 2020 г.., В течение времени действия этих законов, в Украине не было официально объявленных эпидемий - только вспышки болезней, в основном ожидаемых (например, циклические вспышки кори 2000, 2006, 2012, 2018). Тем не менее с конца 2017 начали внедрять медицинскую реформу, в рамках которой отменялась санэпидслужба, и началось давление на непривитых детей и их родителей. Сначала это было путем писем и устных угроз, а порой и физических допущены здоровых детей до образовательных учреждений. Затем были попытки запретить выдача справок детям без одного или нескольких прививок. Хотя соответствующий приказ Минздрава так и не был издан, мы и сегодня получаем многочисленные сообщения о том, что врачи в госклиниках (а иногда и в частных) отказываются предоставлять справки по форме 086-1 / о детям, которые не имеют одного или нескольких прививок. Тем самым нарушая действующие инструкции МЗ! Увеличение давления на непривитых вылилось наконец в законопроект №4142 от 22.09.2020. В законопроекте «взялись» не только за детей, которым фактически хотят запретить обучение в любой, даже дистанционной и семейной форме (опять же, из-за невыдачи справки), но и взрослых. Устранение от работы, ограничение выезда за границу, расширение календаря прививок, введение презумпции согласия фактически создают «государство для привитых», где непривитый / недощеплена человек не просто поражена в правах, а вообще не имеет возможности существовать. Законопроект также приспособлен к новым реалиям. В частности в нем расширяются полномочия Минздрава и Кабмина о введении карантина, что является еще одним инструментом контроля людей.

Сейчас процедура введения карантина по закону сложная, и карантин не может продолжаться дольше чрезвычайное и военное положение. Законопроект №4142 снимает эти ограничения, предоставляя Кабмина и Минздрав фактически карт-бланш. Для нужд ликвидации очагов болезней могут привлекаться средства и имущество предприятий «с последующей компенсацией». Впрочем, что интересно, ни источник, ни способ компенсации законом не описаны. Могут образовываться карантинные блок-посты с инспекцией и изъятием имущества, подробности опять же не прописаны. Этот законопроект существенно расширяет полномочия чиновников и оставляет людей в состоянии правовой неопределенности, когда не знаешь, что ты нарушил и что кому должен. Украинские это, к сожалению, хорошо знакомо. Впрочем, узаконивание такого «порядка» не может не смущать.

Среди преимуществ законопроекта можно отметить попытки «подчистить» неувязки в законодательном поле, связанные с изменениями, которые вносились в законодательство, попытку консолидации законодательства в сфере здравоохранения. Впрочем, эти технические моменты, как кажется, служат больше ширмой значительные трансформации в указанной сфере. Большинство из них направлены на ограничение прав.

- Как думаете, почему голосования за 4142 дважды переносили?

- Хочется верить, что депутаты и чиновники на высших ступенях прислушались к многочисленным обращениям украинском и общественных организаций, изучили мнение врачей и ученых о неприемлемости и неэффективности внедрения принуждения в медицине, в частности в сфере профилактики болезней. Впрочем, учитывая практику лоббирования фарм-корпорациями выгодных им решений в разных странах мира (вспомним миллионные закупки вакцин против гриппа H1N1, MERS) и учитывая значительное увеличение расходов из бюджета Украины в случае принятия законопроекта, возможны и другие варианты. В частности расширения перечня обязательных прививок с 6 до 11, включение дорогостоящего прививки против пневмококка (цена одной дозы вакцины в 1,5-2 раза выше, чем пятикомпонентной прививки производства Франции, в 3-4 раза выше, чем стоимость прививки КПК (от трех болезней)) внедряет необходимость перераспределения бюджета в пользу закупки вакцин. Учитывая численность населения Украины, мы говорим о сотнях и тысячах миллионов долларов. Бюджет закладывается в начале года - в конце прошлого года. Таким образом, в случае принятия этого закона нас ждет уменьшение расходов на лечение больных, содержание медучреждений и тому подобное. Итак, финансовые мотивы разных сторон не стоит игнорировать.

- Напоминая о закупках вакцин против гриппа H1N1 и MERS, вы имеете в виду ситуацию со вспышками свиного и других видов гриппа в 2009 и 2012 годах? Многие опасаются, что история может повториться ...

- Да. Тогда вскоре к вспышке вирусов правительствами многих стран (в основном ЕС, также США, Канады) были заключены соглашения на массовую закупку вакцин в случае пандемии. Значительные расходы привели к формированию комиссии Евросоюза, разоблачила эти схемы. Вспышки закончились, закупленные вакцины было оставлен на складах. К тому же созданные в спешке прививки имели неизвестную эффективность и значительные побочные эффекты. Были выиграны судебные иски и выплачены компенсации представителям детей, которые получили нарколепсии после прививки вакциной «Пандемрикс».

- Какие последствия может иметь принятие законопроекта 4142?

- Последствия в этой ситуации непредсказуемы. С одной стороны, люди, которые понимают опасность этого законопроекта, возмущены самой его наличием. То, что его авторы - народные депутаты Украины, является неутешительной тенденцией. С другой стороны, многие истощен карантином, снижением уровня жизни, других экономических показателей. Считаю, что протесты и представления в Конституционный суд иметь место. Но не стоит забывать о значительной коррупции в сфере медицины, характерную для Украины. С принятием такого закона спрос на «липовые» справки о вакцинации возрастет. Прогнозируемо вырастет и цена на такие «услуги».

Однако не думаю, что принятие такого закона может стать триггером для нового Майдана или сигналом, «зеленую» власть надо выносить. Если налоговый майдан и тарифный площадь не повлекли этого, то вопрос прививок, которое многие (хотя и не все) решает покупкой справок, вряд ли приведет к каким-то серьезным революционных сдвигов.

- За время, прошедшее с представления законопроекта 4142, изменился глава Минздрава. Какие надежды вы на Виктора Ляшко, чего ожидаете от него на этой должности?

- Знаете, что недопустимо в 4142: создается новая структура неопределенной подчиненности, на которую возлагаются рычаги контроля за санепидбезпекою. Таким образом, можно ожидать усиления давления на бюджетников, предпринимателей, социально незащищенных категорий и глобально на всех Украинских с целью осуществления определенных бизнес-интересов. Если говорить о закупке вакцин, это миллионы и миллиарды долларов США. Несмотря на то, что бывший министр МОЗ издал приказ, по которому цена и условия контракта закупки вакцин против COVID-19 должны быть засекречены, эти опасения вполне имеют право на существование. Считаю, что прямой обязанностью нового министра здравоохранения является отмена подобных возмутительных антиправовых приказов и перевода деятельности Минздрава по стратегии карательного органа (к пациентам и врачам, к предпринимателям и т.п.) к парадигме научного института. Любое вмешательство должно быть обосновано годами беспристрастных исследований, правдивыми статистическим данным, и застраховано государством. Ведь здоровье лучше хранить, чем возвращать.

К слову, в Украине 1603 новых случаев заражения COVID, всего в Киеве.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Здоровье