Юрист объясняет, законны ли преференции для привитых от COVID-19

6 мин на прочтение19 Июля 2021, 10:33

Такая дискриминация по признаку здоровья создает коллизию.

Глава Комитета ВРУ по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий публично одобрил решение правительства ввести преференции для тех граждан, которые завершили курс прививок.

«Ограничения при проведении массовых мероприятий не применяются, если у всех участников и организаторов сертификат вакцинации или отрицательный результат тестирования за 3 суток (ПЦР или экспресс-тест). Поддерживаю это решение Кабмина. Нужно постепенно вводить преференции для тех, кто сделал две дозы прививки. Это общемировая практика, которая позволяет увеличивать количество желающих пройти вакцинацию », - написал Михаил Радуцкий в соцсети Фейсбук .

Речь идет о том, что согласно последним изменениям от 2 июня 2021 в «карантинной» постановления КМУ в «желтом» уровне эпидемической опасности в частности запрещается проведение массовых (культурных, спортивных, развлекательных, социальных, религиозных, рекламных, научных, образовательных, профессиональных тематических и других) мероприятий (в том числе в развлекательных заведениях (ночных клубах) и заведениях общественного питания) с участием более одного человека на 4 м 2 площади здания или территории (если мероприятие проводится под открытым небом) или наполненностью залов более двух третей мест (размещение осуществляется с соблюдением заполнения двух рядов посетителями и одним пустым рядом) в каждом отдельном зале.

Указанные ограничения не применяются при условии наличия у всех участников и организаторов мероприятия отрицательного результата тестирования на COVID-19 методом ПЦР или экспресс-теста на определение антигена коронавируса SARS-CoV-2, которое проведено не более чем за 72 часа до проведения мероприятия, или документа , подтверждающего получение полного курса вакцинации. То есть для того, чтобы попасть в ночной клуб, концерта, стадиона и т.п. организаторы будут требовать на входе или отрицательное тестирование на коронавирус, или сертификат вакцинации. Ведь обеспечение одного человека на 4 м 2 или 2/3 зал будет весьма сложным, и терять заработок с «свободных» мест организаторы явно не хотят.

«И здесь мы сталкиваемся с таким явлением, как дискриминация по состоянию здоровья. То есть здоровый человек без какого-либо из перечисленных трех документов не сможет потратить на массовое мероприятие, а деньги за входной билет ей не вернут (так как не выполнила условия указанного Постановления) », - сказала в своем разъяснении GreenPost Виктория Валах, адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин ЭПФ ОНУ имени И. И. Мечникова, член Комитета медицинского и фармацевтического права и биоэтики НААУ, член Европейской ассоциации медицинского права.

Виктория Валах напоминает, что согласно Конституции Украины , «все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы »(ст. 21). «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод (ст. 22). «Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам» (ст. 24).

И главное: «Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. В условиях военного или чрезвычайного положения (!!!) могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений »(ст. 64).

В п. «И» ст. 6 закона «Основы законодательства Украины о здравоохранении» предусмотрено право каждого гражданина на правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья.

Указанный закон в ст. 9 устанавливает исчерпывающий перечень ограничений прав граждан, связанных с состоянием их здоровья:

1) по основаниям и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно непригодными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных функций, и

2) применение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, ограничения прав других граждан в виде принудительного медицинского осмотра или принудительной госпитализации, а также в связи с проведением карантинных мероприятий допускается только по основаниям и в порядке, предусмотренных законами Украины .

Решение об ограничении прав граждан, связанные с состоянием их здоровья, могут быть обжалованы в судебном порядке »(ст. 9).

Виктория Валах подчеркивает, что в связи с проведением карантинных мероприятий закон допускает только применение принудительных мер медицинского характера, принудительный медицинский осмотр или принудительной госпитализации.

В свою очередь, закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» в статье 29 указывает, что «в решении об установлении карантина указываются обстоятельства, которые привели к этому, определяются пределы территории карантина, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие мероприятия, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, возлагаемые на них ». При этом указанные ограничения никак не могут противоречить вышеуказанным нормам Конституции Украины.

«Поэтому мы имеем достаточно сложную ситуацию, которая выходит за пределы правового поля», - говорит Виктория Валу. Юрист объясняет, что эта ситуация выражается в:

1) незаконном введении карантина, поскольку нарушен порядок его введения. Так, карантин вводится только в условиях чрезвычайного положения (п. 1 ч. 2 ст. 4 закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения»);

2) дискриминации лиц по признаку состояния здоровья. Она выражается в ограничении права на свободное передвижение здоровых людей, что прямо запрещено ст. 64 Конституции Украины, п. «И» ст. 6 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» и ст. 6 закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине».

Также мы рассказывали, стоит бояться штрафов за преднамеренное заражение инфекционными болезнями .

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: