Интересно, что в дикой природе левши также встречаются: например, у большинства слонов "ведущий бивень" правый, в то же время полярные медведи часто «леволапые». У людей количество левшей не является постоянным — за ХХ век оно сильно возросло. По статистике, в Великобритании в 1930-е годы насчитывалось около 3 % левшей, в 1950-е — уже 5 %, а сейчас эта цифра достигла примерно 10 %. Эта цифра пока является среднемировой.
Частично процент левшей объясняется тем, что они перестали скрывать свою леворукость. Ведь раньше быть леворуким было в лучшем случае неприятно, а в худшем — опасно. Например, в Древнем Риме левшу называли «зловещим» (sinister — это слово осталось в романских языках), на Руси запрещали давать показания в суде, а в Западной Европе в средние века леворукость рассматривалась как верный признак склонности к колдовству и могла стать поводом для сжигания во времена инквизиции, ведь считалось, что левшой был сам дьявол. В Индии до сих пор правая рука «достойна» выполнения «чистых» функций (еда, пожатие и т. д.), а «место» левой — забота о личной гигиене.
Однако сейчас с леворукостью в целом перестали бороться — где раньше, где позже левшам позволили просто быть левшами, пользуясь той рукой, которой удобно. Рынок переориентировался и начал предлагать специальные вещи под левую руку — ручки, тетради, ножницы, мышки, даже штаны... Стоит ли ребенку-левше покупать такие товары, или сразу предлагать приспосабливаться к праворукому миру?
«Раньше леворукость исправляли — не было такого свободного подхода, как сейчас, все должны были быть одинаковыми», — говорит в комментарии GreenPost психолог, психотерапевт, член Украинского союза психотерапевтов Ольга Цурка. Она отмечает: леворукость — не болезнь, это просто особенность, а левша — не ребенок с особыми потребностями, поэтому воспитывать ее нужно так же, как и любого другого ребенка. Можно предложить вещи для левой руки, но на самом деле довольно часто дети-левши сами отказываются от таких девайсов (вместо этого учатся пользоваться обычными вещами, которые всегда под рукой) и/или начинают развивать правую руку.
«Они могут смотреть на других детей и пробовать, ведь ребенок — это человек, а человек — это социальное существо. Дети не хотят отставать от других, они пробуют и приспосабливаются», — говорит Ольга Цурка.
Впрочем, если ребенок не пользуется правой, это не свидетельствует о задержке развития, отмечает психолог. Есть мнение, что им надо ходить к логопеду — сами логопеды его не поддерживают, говорят, что не видят связи между отставанием в развитии и леворукостью. Однако и ожидать гениальности — другой стереотип — от леворуких детей Ольга Цурка не поощряет.
«Такие дети — такие же, как и другие. Так же где-то они добиваются успеха, а где делают ошибки», — говорит она.
Психолог рассказывает об особенностях, которые имеют леворукие дети.
То есть такие дети могут быть несколько более медленными чем другие.
Если же ребенок-левша самостоятельно переходит на правую руку, то у него рациональное начинает работать параллельно с нерациональным, то есть два полушария одновременно. Такие люди более спонтанные, у них уходит больше времени на осознание.
"При этом, как я уже говорила, интеллект у них — в пределах возрастной нормы", — отмечает Ольга Цурка.
Психолог высказывается категорически против переучивания левшей: ребенок чувствует себя беспомощным, у него может ухудшиться почерк, упасть успеваемость, снизиться самооценка.
Также мы рассказывали о Международном дне молодежи: сколько еще мы сможем его праздновать.