- Главная
- Новости
- Расследования
- Выводы об ОВД, карантине и новом законе. Что опять пошло не так?
Выводы об ОВД, карантине и новом законе. Что опять пошло не так?
Наша редакция хочет познакомить читателей с очередными «новеллами» от Минприроды
В середине июня Верховная Рада Украины приняла Закон № 733-IX «О внесении изменений в ЗУ «Об оценке воздействия на окружающую среду» по предотвращению возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее — Закон).
Новый документ преследовал благородную цель — не допустить распространения COVID-19 во время проведения общественных слушаний, предусмотренных процедурой проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС или ОВД).
Ранее мы писали о том, что в период с марта и до сегодня Минэкоэнерго, а затем вновь созданным Минприроды не были проведены общественные слушания в рамках процедуры ОВД в связи с введением карантина.
В результате более 80 объектов в различных отраслях, согласно данным Единого реестра по ОВД, не могут получить результаты процедуры ОВД (заключение о допустимости/заключение о недопустимости/отказе в выдаче заключения).
Уже в середине июля, а точнее — 17 июля, закон, который должен решить эту проблему, вступил в силу.
Прошло ровно две недели. И вот 3 августа Минприроды дало рекомендации по применению нормативного акта на практике.
Этих рекомендаций особенно ждали именно те субъекты хозяйствования, процедуры которых стартовали в начале и в период карантина.
GreenPost разбирался в том, что это за рекомендации, и действительно ли разблокирует Закон возможность завершить процедуры по оценке воздействия на окружающую среду для субъектов хозяйствования, которые ждут заключения по ОВД более двух месяцев?
ЧТО УЖЕ удалось выяснить:
1. В Минприроды не решили вопросы о технической архитектуре Единого реестра ОВД, оплаты за проведение общественных обсуждений.
2. Вопреки требованиям Закона Украины «Об ОВД» рекомендуется более чем 80 субъектам хозяйствования, в которых процедуры ОВД закончились почти два месяца назад, подать повторные Объявления и опубликовать их за свой счет.
Очевидно, что данные действия Минприроды приведут к нарушению процедуры и невозможности начать плановую деятельность.
Уже сейчас понятно, что бездействие профильного министерства негативно скажется в ближайшем будущем на социально-экономическом развитии Украины.
Поскольку задержки со стороны государства с предоставлением таких важных документов, как оценка воздействия на окружающую среду, непосредственно влияют на развитие предпринимательства, привлечение инвестиций, создание новых и поддержку существующих рабочих мест.
Вряд ли целесообразны новые финансовые потери и недополучение выплат от налогов в условиях кризиса, вызванного карантином.
Тормозит весь процесс выдачи документов как раз Минприроды, ведь именно это министерство остановило проведение процедур оценки воздействия на окружающую среду.
Например, таких проблем нет с областными администрациями, которые, согласно закону, имеют право на проведение таких процедур, и проводили их вовремя в период карантина.
Полностью с текстом Закона, который имел целью разблокировать процедуру оценки воздействия на окружающую среду и стать предохранителем распространения пандемии, можно ознакомиться на сайте ВРУ.
1. Статью 17 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2017, № 29, ст. 315) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
«21 Временно, на период действия и в пределах территории карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), до полной его отмены и в течение 30 дней со дня отмены карантина, общественное обсуждение планируемой деятельности проводится в форме предоставления письменных замечаний и предложений (в том числе в электронном виде), о чем говорится в объявлении о начале общественного обсуждения отчета по оценке воздействия на окружающую среду и в отчете об общественном обсуждении. В этот период общественные слушания, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, не проводятся, и на даты, приходящиеся на этот период, не назначаются. Запланированные общественные слушания, дата проведения которых приходится на этот период, считаются несостоявшимися, и повторно не проводятся.
2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Как мы писали, в период с марта до сегодняшнего дня уполномоченным центральным органом не были проведены общественные слушания в рамках процедуры ОВД в связи с введением карантина.
Решает ли новый Закон эту проблему сейчас? Нет!
Ведь норма Закона вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования. В то же время, статья 58 Конституции Украины четко говорит, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
Следовательно, нормы принятого Закона не могут быть применены к тем делам по ОВД, слушания по которым были запланированы (а объявления уже обнародованы в Едином реестре) в период с даты введения карантина до вступления в силу Закона, о котором идет речь.
Какой выход из ситуации в таком случае предлагает Минприроды бизнесу?
Официальные рекомендации ведомства размещены на его сайте.
Они сводятся к тому, что субъекты хозяйствования должны подать повторные объявления о проведении общественных обсуждений.
GreenPost снова проанализировал новые действия (или маневры?) Минприроды, по делам, которые начались еще до начала или в период карантина, и нарушения договорных обязательств между министерством и субъектами хозяйствования:
Механизм проведения общественных слушаний в процессе общественного обсуждения планируемой деятельности, подлежащей оценке воздействия на окружающую среду, определен постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка проведения общественных слушаний в процессе оценки воздействия на окружающую среду» от 13 декабря 2017 г. № 989 (далее — Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка Уполномоченный центральный орган (Минприроды) обеспечивает проведение общественных слушаний в процессе общественного обсуждения планируемой деятельности, в частности, путем:
публикации объявления о начале общественного обсуждения отчета по оценке воздействия на окружающую среду, а в случае необходимости — объявления о проведении повторных общественных слушаний;
проведения общественных слушаний.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что в случае проведения уполномоченным центральным органом общественных слушаний самостоятельно, соответствующий орган выполняет все функции, предусмотренные Порядком для организатора общественных слушаний.
Так, согласно пункту 7 Порядка, на организатора общественных слушаний положена, в частности, обязанность провести общественные слушания в соответствии с Законом Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» и Порядком.
Вместе с тем, пунктом 10 Порядка предусмотрено, что повторные общественные слушания проводятся в случае признания общественных слушаний такими, которые не состоялись в связи с неявкой организатора общественных слушаний.
При этом, публикация объявления о проведении повторных общественных слушаний и проведения повторных общественных слушаний осуществляется за счет организатора общественных слушаний.
Отдельно обращаем внимание на то, что проведение общественных слушаний является платной услугой, которая предоставляется в соответствии с заключенным договором.
Примерная форма договора проведения общественного обсуждения в процессе осуществления оценки воздействия на окружающую среду, утверждена приказом Минэкоэнерго от 27.01.2020 г. № 45.
Разделом 4 указанного договора предусмотрено, что Исполнитель (Минэкоэнерго) берет на себя обязанность своевременно и качественно предоставить услуги, предусмотренные Договором, а при возникновении обстоятельств, препятствующих надлежащему выполнению своих обязательств, в течение трех рабочих дней со дня выявления этих обстоятельств должен сообщить об этом Заказчику.
Вместе с тем, согласно пункту 7.3. Договора, Сторона, которая не может выполнить обязательства по Договору, должна письменно не позднее пяти рабочих дней уведомить другую Сторону о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, прекращении выполнения своих обязательств по проекту урегулирования взаимных обязательств.
Согласно Порядку и Договору, в случае, если организатор общественных слушаний не может обеспечить свою явку и проведение общественных слушаний, в связи с установлением на территории Украины карантина, он в установленный срок должен сообщить об этом соответствующему субъекту хозяйствования. Учитывая, что неявка организатора слушаний является основанием для признания общественных слушаний такими, которые не состоялись, и, как следствие, проведения повторных общественных слушаний, публикация объявления о таких слушаниях и проведение таких слушаний должны быть осуществлены за счет организатора общественных слушаний.
То есть, несмотря на требования законодательства и не выполняя договорные обязательства, Минприроды рекомендует субъектам хозяйствования обеспечить публикацию объявления в средствах массовой информации (не менее чем в двух) за свой счет.
Статьей 2 Закона Украины «Об ОВД» определено, что оценка воздействия на окружающую среду — это процедура, которая предусматривает: подготовку отчета по оценке воздействия на окружающую среду, подготовку субъектом хозяйствования в соответствии со статьями 5, 6 и 14 настоящего Закона; проведение общественного обсуждения в соответствии со статьями 7, 8 и 14 настоящего Закона и предоставление уполномоченным органом мотивированного заключения по оценке воздействия на окружающую среду.
Согласно части 9 статьи 4 Закона Украины «Об ОВД», субъект хозяйствования одновременно с представлением отчета по оценке воздействия на окружающую среду подает уполномоченному территориальному органу, а в случаях, определенных частями третьей и четвертой статьи 5 настоящего Закона, — уполномоченному центральному органу, сведения, подтверждающие факт и дату публикации, размещения или обнародования другим способом сообщения о планируемой деятельности, которая подлежит оценке воздействия на окружающую среду, и объявление о начале общественного обсуждения отчета по оценке воздействия на окружающую среду.
Частью 6 статьи 7 Закона «Об ОВД» общественное обсуждение планируемой деятельности после представления отчета по оценке воздействия на окружающую среду начинается со дня официального опубликования объявления о начале общественного обсуждения отчета по оценке воздействия на окружающую среду и обеспечения доступа к отчету по оценке воздействия на окружающую среду для ознакомления в порядке, определенном статьей 4 настоящего Закона, и длится не менее 25 рабочих дней и не более 35 рабочих дней.
В Министерстве не понимают, или делают вид, что не понимают, что заставляя предприятия подавать повторное объявление, нарушают процедуру ОВД.
Другими словами — выводы будут выдаваться министерством с нарушением Закона «Об ОВД», а завершение процедуры, которая и без того уже задержана более чем на два месяца, затянется еще на 50 рабочих дней.
На этом не заканчиваются все перипетии практического применения нового закона.
Не менее проблемный вопрос относительно стоимости общественного обсуждения, выплачиваемой субъектами хозяйствования по заключенным договорам с министерством. (Приказ Минприроды от 30.05.2018 г. № 182 «Об утверждении Размера платы за проведение общественного обсуждения в процессе осуществления оценки воздействия на окружающую среду» https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z0676-18#Text).
Ведь размер платы устанавливается именно за общественное обсуждение, а не только за общественное слушание, которое является его составляющей.
В то же время, Порядок передачи документации для предоставления заключения по оценке воздействия на окружающую среду и финансирования оценки влияния на окружающую среду, утвержденный постановлением КМУ от 13.12.2017 г. № 1026, определяет, что за проведение общественного обсуждения в процессе оценки воздействия на окружающую среду взимается плата, за счет которой оплачиваются: экспертные услуги членов экспертных комиссий по оценке воздействия на окружающую среду, которые будут привлекаться в соответствии со статьей 10 Закона, организация общественных слушаний (аренда помещений для проведения общественных слушаний, техническое обеспечение проведения общественных слушаний, командировки, печать и копирование материалов, обслуживание копировальной техники, канцелярские принадлежности доступ в Интернет, услуги организатора общественных слушаний) и проведение общественного обсуждения по процедуре оценки трансграничного воздействия (за исключением перевода отчета по оценке воздействия на окружающую среду и другой необходимой документации предприятия, которые обеспечиваются субъектом хозяйствования).
Итак, сколько стоит общественное обсуждение без общественных слушаний, и как эту стоимость выделить из цифры, утвержденной приказом Министерства?
Очевидно, что без изменений в приказ и его повторной регистрации в Министерстве юстиции это сделать невозможно.
Приказ лишь неделю назад разместили на официальном сайте Минприроды для обсуждения, а исходя из рекомендаций, субъектам хозяйствования предлагают платить по старым расценкам.
А теперь снова о применении всех этих механизмов на практике.
Хотелось бы все-таки услышать ответы профильных руководителей Министерства, задачей которых является формирование политики в сфере осуществления оценки воздействия на окружающую среду, а именно: начальника Управления экологической оценки госпожи Марины Тищенковой, заместителя Министра Романа Шахматенко и Министра Романа Абрамовского.
От субъектов хозяйствования нам стало известно, что технические средства Единого реестра по оценке воздействия на окружающую среду не позволяют загрузить в Реестр PDF-документы (Отчет по ОВД и объявление о начале общественного обсуждения Отчета), без отдельного предварительного введения в поле Реестра даты общественного слушания.
Если же в самом тексте объявления написать об отсутствии общественных слушаний еще как-то возможно, то без заполнения формы Реестра с датой слушаний этого сделать не удается. Сам Реестр оказался технически не адаптированным к карантинным мероприятиям, но в течение последних трех месяцев эти вопросы даже не поднимались руководителями министерства.
Кроме того, Единый реестр не позволяет публиковать в Реестре Отчет и объявление без загрузки документа, подтверждающего оплату стоимости общественного обсуждения. С оплатой ситуация тоже неутешительная. То есть, если даже ситуация с работой Реестра будет решена, то нужно понимать, что Реестр будет управляться в «ручном режиме» следующими лицами: известной нам ранее Мариной Тищенковой, господином Романом Абрамовским и его заместителем Романом Шахматенко.
Вместо итогов возникает лишь несколько риторических вопросов: как назвать все это? Издевательством над бизнесом из-за низкой квалификации руководства Минприроды, или все же речь идет о хитрой коррупционной схеме?