Ваш рейс задержится на два года и десять месяцев: почему отложили миссию Artemis-2

11 мин на прочтение12 Января 2024, 07:35
Посадковий апарат з Нілом Армстронгом і Баззом Олдріном повертаються з Місяця в липні 1969 року. Фото: Nasa

В 2025 году американцы должны снова покорить Луну. Но, может быть, первая женщина, которая ступит на Луну, будет китаянкой.

Впервые за 52 года люди должны вновь приблизиться к Луне, а точнее, облететь вокруг спутника Земли в космической капсуле, сфотографировать кратерный ландшафт, полюбоваться обратной стороной, а затем вернуться на Землю. Это должно было быть космическое событие 2024 года. О ней рассказывает Die Zeit.

Миссия называется Artemis-2. Это второй этап новой лунной программы НАСА, ЕКА, Канады и Японии, названной в честь богини Луны Артемиды. Его с нетерпением ждут поклонники космоса по всему миру, поскольку полет трех мужчин и одной женщины на борту Artemis-2 призван подготовить фактическое возвращение на наш космический спутник: это должна быть первая высадка людей с 1972 года, включая впервые женщину и небелого человека.

До этого это возвращение на Луну, миссию под названием Artemis-3, было запланировано на конец 2025 года. Однако теперь официально объявлено, что это произойдет гораздо позже. Не только с высадкой, но и с полетом Artemis-2 вокруг Луны. Вместо ноября 2024 г. он состоится не ранее сентября 2025 г., объявили на пресс-конференции в NASA. Таким образом, Artemis-3 будет запущен не ранее, чем через год, в сентябре 2026 года.

Немного Аполлона, но очень по-другому

Это, вероятно, разочарует всех, кто надеется на великие вещи от миссии, такие как новые изображения для культурной памяти человечества, вроде первых шагов Нила Армстронга на Луне в июле 1969 года. Но с точки зрения ответственных лиц, отсрочка необходима для того, чтобы не поставить под угрозу безопасность астронавтов.

На самом деле многое указывает на то, что это не последний перенос. С одной стороны, это связано с нетрадиционной структурой лунной программы. С другой стороны, это связано с культурой безопасности, которая более современна, чем в «дикие шестидесятые». А еще есть Илон Маск и Китай, тесно связанные с новой лунной программой. Но обо всем по порядку.

Луна над Космическим центром Кеннеди во Флориде незадолго до запуска миссии Artemis-1. На переднем плане виден кончик лунной ракеты SLS. Фото: Nasa

Если вы хотите доставить людей на Луну, вам нужны четыре вещи в дополнение к большим деньгам и политической поддержке:

Космические агентства, такие как NASA, не производят ничего из этого сами, а заказывают это компаниям. Это создает рабочие места, а значит, поддержку со стороны политиков и населения. Так было с программой Apollo в 1960-х и 1970-х годах, когда 20 000 компаний и университетов раскинулись по всей территории США, а 400 000 человек были вовлечены в ее реализацию. Однако почти ни одна из тогдашних разработок не может быть использована повторно сегодня; ракеты и космические капсулы представляют собой музейные экспонаты. А такую программу, как Apollo, почти наверняка не удастся повторить сегодня один в один.

Под влиянием запуска советского спутника президент США Джон Кеннеди приказал своей стране высадиться на Луну до конца 1960-х годов в разгар Холодной войны — любой ценой. В конце концов это удалось за гордую цену в 26 млрд тогдашних долларов, что по сегодняшней покупательной способности составляет около 190 млрд долларов США.

В процессе были взяты на себя огромные риски. Тот факт, что три астронавта сгорели в космической капсуле во время испытаний на земле в 1967 году, не остановил программу. Не остановила и реальная возможность роковой катастрофы во время первого полета на Луну, которую Нил Армстронг, по преданию, оценивал в 10%.

Во всяком случае, спичрайтеры уже подготовили для президента США похоронную речь, которую он должен был произнести в случае аварии. Однако сегодня после двух серьезных аварий космических шаттлов, в которых погибли 14 астронавтов, безопасность является главным приоритетом для НАСА. Как следствие, все часто происходит немного медленнее и бюрократичнее.

93 миллиарда долларов на возвращение на Луну

Были и другие причины решения все перепланировать для Artemis. Многие строительные этапы и строительные технологии того времени не были достаточно хорошо задокументированы. Поэтому ответственные лица в космических агентствах поручили новым и старым компаниям найти современные решения.

Boeing и Lockheed Martin, например, строят мощную ракету для запуска в космос, Space Launch System (SLS), хотя и с довольно устаревшей технологией 1980-х годов. Airbus среди прочего разрабатывает пассажирскую капсулу Orion для полета на Луну, причем часть этой работы происходит в Бремене. Молодая американская компания Axiom работает над новыми скафандрами. А Илон Маск и его компания SpaceX получили контракт на шаттл-перевозку на поверхность Луны.

Космическая капсула "Орион" во время тестового полета возле Луны в ноябре 2022 года. Фото: Nasa

В течение многих лет было очевидно, что все вовлеченные стороны на самом деле достигают меньшего прогресса, чем надеются менеджеры Artemis, несмотря на общий объем программы в 93 млрд. долларов США. Мощная ракета SLS, например, завершила свой первый полет на несколько лет позже планировавшегося со значительно большими затратами, чем предполагалось. Хотя она вышла в космос в ноябре 2022 года, ее едва удалось заправить жидким водородом из-за технических проблем. Для последующих миссий Artemis производители даже хотят увеличить размер ракеты, что, как показывает опыт этого проекта, может легко привести к дальнейшим задержкам и увеличению затрат.

Капсула «Орион», которая стартует в космос в верхней части ракеты, также до сих пор нуждается в дальнейшем развитии. В своем первом полете в 2022 году небольшой космический корабль доставил всевозможные талисманы и измерительные приборы в окрестности Луны и обратно на Землю. Но при входе в атмосферу Земли части теплового экрана оторвались. Недавно НАСА также выявило конструктивный недостаток в электронике системы жизнеобеспечения — по сообщению пресс-конференции, это главная причина, почему полет Artemis-2 теперь отложен до 2025 года.

Фантастические скафандры и суперракета

Однако ответственные лица, вероятно, больше всего озабочены теми частями миссии, которые понадобятся только для фактической посадки на Луну с помощью Artemis-3: скафандрами от Axiom и посадочным аппаратом от SpaceX. Первые должны быть более модными и удобными, чем неуклюжие чудовища, в которых Нил Армстронг и его коллеги путешествовали по Луне. Но уже в 2021 году отчет о расследовании NASA показал, что их разработка отстает от графика на годы и что они не смогут реально использоваться до 2026 года.

Поэтому скафандры долгое время считались потенциально самым большим тормозом на пути возвращения на Луну – но теперь эту роль может взять на себя SpaceX. Компания Илона Маска выиграла контракт на 2,9 млрд долларов на месячный модуль с предложением, которое многие в космической отрасли считают очень амбициозным: Астронавты должны пересесть из капсулы «Орион» на лунной орбите на ракету, которая значительно больше по размерам для этой цели и использовать ее для спуска на поверхность Луны.

Речь идет о космическом корабле Starship, который SpaceX сейчас разрабатывает на специально построенном космодроме в Южном Техасе. Это самый большой частный проект в истории космических путешествий. Маск не только хочет использовать полностью многоразовый космический корабль, который вместе с нижней степенью образует самую большую ракету всех времен, чтобы достигнуть Луны. Он также хочет революционизировать транспорт на околоземную орбиту и доставить людей на Марс. Имея длину 50 м и диаметр 9 м, звездолет гигантский, и внутри него может разместиться до 100 пассажиров.

Поэтому два астронавта НАСА, которые должны спуститься на поверхность Луны в одном из таких кораблей в 2026 году, могли бы чувствовать себя довольно потерянными. Однако, прежде всего, очень сложно вывести такой большой и тяжелый космический корабль на лунную орбиту. В отличие от космического челнока размером как небольшой автомобиль, который Нил Армстронг и его коллега Базз Олдрин когда-то использовали для посадки, Starship должен дозаправляться на околоземной орбите.

 

Скриншот: Die Zeit

Для этого SpaceX должен сначала запустить в космос версию Starship-цистерна, а затем состыковать ее с ранее запущенным лунным посадочным аппаратом Starship. И не один раз, а минимум десять раз подряд, считают в SpaceX — только тогда переданного топлива будет достаточно для путешествия к спутнику Земли.

Вероятно, Starship придется совершить десятки испытательных полетов, прежде чем самая большая ракета всех времен и народов станет достаточно надежной для этого. А потом SpaceX придется отработать генеральную репетицию с беспилотной тестовой посадкой на Луну. Лишь после этого NASA одобрит детище Илона Маска для пассажирских перевозок.

Все это может занять больше времени, чем ожидалось. SpaceX уже отстает от графика. По плану первый тест заправки на орбите должен был состояться уже в 2022 году. Однако Starship еще даже не вышел на орбиту, а две попытки запуска в 2023 году окончились взрывами.

Если дела пойдут очень плохо, Китай будет быстрее

Наблюдатели сомневаются, что Starship достигнет достаточного прогресса, чтобы уложиться в график программы Artemis. Представители НАСА уже заявили, что в случае сомнений они будут готовы перенести возвращение людей на Луну на более позднюю миссию, на четвертый полет SLS и Ориона под названием Artemis-4. Согласно новому графику его запуск должен состояться в сентябре 2028 года.

Однако это приблизит возвращение на Луну к происшествию, которое американские планировщики, в частности, хотят опередить любой ценой: первой высадки китайца на Луну. Китайские чиновники анонсировали это на 2030 год. И в отличие от частных компаний в США китайская государственная космическая программа обычно не позволяет себе больших задержек. Так что если с Artemis возникнут дальнейшие проблемы, в следующую Луну может попасть китаянка, а не американка.

Многие люди на Западе, вероятно, смогли бы смириться с этим, особенно в Германии, достаточно критически относящейся к космическим путешествиям. В США, с другой стороны, политики и даже глава НАСА уже придумывают новую гонку на Луну, в которой речь идет не только о национальном престиже, но и о геополитике.

Уместно заметить, что долгосрочная цель Artemis – это отнюдь не просто очередной полет вроде Apollo. Тогда астронавты только воткнули в землю флаги и собрали несколько камней. На этот раз они хотят подготовить постоянное человеческое присутствие. Сначала с помощью небольшой космической станции на орбите Луны, Лунных ворот. Затем с помощью аванпоста на поверхности Луны, с которой астронавты будут исследовать геологию нашего соседа, например. Они также могли бы добывать водяной лед в тенистых кратерах, который можно использовать для производства ракетного топлива, а также кислорода. И они могли бы тренироваться для полета на Марс – долгосрочной цели НАСА на сегодняшний день.

Китай и его союзники, включая Россию, планируют также создать лунную базу в 1930-х годах. На первый взгляд, Восток и Запад не должны мешать друг другу. Однако эксперты обеспокоены встречей ядерных государств на Луне: действующее космическое законодательство оставляет много лазейок, и нельзя исключать конфликты.

Это также связано с тем, что всего несколько мест на Луне пригодны для размещения базы. В частности, идеально подошли бы некоторые кратеры на полюсах, поскольку это единственные места, где почти всегда солнце находится над горизонтом. Почти во всех других местах Луны солнце заходит на долгие периоды времени, оставляя нас в ледяной тьме до двух недель.

Это не случайно, что программа Artemis хочет отправить своих космических путешественников на Южный полюс. Независимо от того, произойдет ли это в 2026, 2028 или позже, это будет день большого значения, символического, политического и культурного. Возможно, это не просто космическое событие года. А событие, определяющее целое десятилетие.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: