Ученые обнаружили еще одну группу крови

3 мин на прочтение4 часа назад
Изображение создано ИИ

AnWj не существует у новорожденных детей, но появляется вскоре после рождения.

Ученые выделили новую группу крови после 50-летних исследований. В 1972 году врачи обнаружили, что в крови беременной женщины отсутствует очень распространенный антиген AnWj - поверхностная молекула, которая присутствовала на всех других известных в то время эритроцитах. И вот исследователи из Великобритании и Израиля наконец смогли описать новую систему групп крови с учетом этого нюанса, рассказывает Science Alert со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Blood.

Хотя мы все больше знакомы с системой групп крови ABO и резус-фактором (это плюс-минус), на самом деле люди имеют много разных систем групп крови, основанных на широком разнообразии белков и сахаров на поверхности клеток, которые покрывают наши кровяные тельца.

Наш организм использует эти молекулы антигенов, среди прочего, как идентификационные маркеры, чтобы отделить "Я" от потенциально опасных "не-Я".

Если эти маркеры не совпадают во время переливания крови, эта жизненно важная тактика может вызвать реакцию или даже привести к летальному исходу.

Большинство основных групп крови были определены в начале XX века. Многие открытые с тех пор, например система крови Er, впервые описанная исследователями в 2022 году, влияют лишь на небольшое количество людей. Это касается и новой группы крови.

"Работа была сложной, потому что генетические случаи очень редкие",- объясняет гематолог Национальной службы здравоохранения Великобритании Луиза Тилли, после почти 20 лет личных исследований этой темы.

Предыдущие исследования показали, что более 99,9% людей имеют антиген AnWj, который отсутствовал в крови пациентки 1972 года. Этот антиген живет на миелине и белке лимфоцитов, что позволило исследователям назвать недавно описанную систему группой крови MAL.

Когда человек имеет мутировавшую версию обеих копий генов MAL, у него появляется AnWj-отрицательная группа крови, как у беременной пациентки. Команда Тилли обнаружила трех пациентов с редкой группой крови, которые не имели этой мутации, что свидетельствует о том, что иногда заболевания крови также могут вызвать подавление антигена.

"MAL - это очень маленький белок с некоторыми интересными свойствами, которые затрудняли его идентификацию и означали, что нам нужно было проводить несколько направлений исследований, чтобы собрать доказательства, необходимые для установления этой системы групп крови", - объясняет клеточный биолог Университета Западной Англии Тим Сачвелл.

Чтобы определить, что они имеют правильный ген, после десятилетий исследований, команда вставила нормальный ген MAL в клетки крови, которые были AnWj-отрицательными. Это эффективно доставило антиген AnWj в эти клетки.

Известно, что белок MAL играет жизненно важную роль в поддержании стабильности клеточных мембран и помогает в клеточном транспорте. Более того, предыдущие исследования показали, что AnWj на самом деле не присутствует у новорожденных детей, но появляется вскоре после рождения.

Интересно, что все AnWj-отрицательные пациенты, включенные в исследование, имели одинаковую мутацию. Однако не было обнаружено никаких других клеточных аномалий или заболеваний, связанных с этой мутацией.

Теперь, когда исследователи определили генетические маркеры, стоящие за мутацией MAL, пациенты могут пройти обследование, чтобы выяснить, является ли их отрицательная группа крови MAL унаследованной или подавленной, что может быть признаком другой основной медицинской проблемы.

Эти редкие особенности крови могут иметь разрушительное влияние на пациентов, поэтому чем больше мы сможем понять, тем больше жизней можно будет спасти, говорят ученые.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально