Российский «теневой флот» — угроза экологии Балтики: в Greenpeace бьют тревогу

5 мин на прочтение6 часов назад
Активисты Greenpeace протестуют против российских нефтетанкеров в Балтийском море. на их плакате написано: 'Не давать деньги на войну'. Фото: Frank Molter/dpa/picture alliance

Конечным пунктом их морского пути чаще всего Индия или Китай.

С 24.02.2022 более тысячи нефтетанкеров РФ было замечено в Балтийском море. Многие из них стары и не имеют страхования. Экологи бьют тревогу и требуют санкций в отношении «теневого флота». Об этом рассказывает Deutsche Welle.

Около двух недель назад спасателям удалось благополучно отбуксировать немецкий нефтяной танкер Annika, находившийся в Балтийском море у побережья федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания, обратно в порт Ростока. Судно длиной 73 м загорелось примерно через час после выхода в море. Люди не пострадали, вреда окружающей среде не было. Однако этот инцидент вызвал большой резонанс: трудно себе представить, что могло произойти, если бы спасательная операция провалилась. Пока она проводилась, акватория и воздушное пространство в радиусе трех морских миль вокруг судна, на котором произошел пожар, были закрыты.

Старые танкеры – опасность для окружающей среды

По данным экологической организации Greenpeace, у немецкого побережья Балтийского моря ежедневно существует опасность гораздо больших аварий, но общественность не обращает внимания на эту угрозу. По словам Тело Мака, морского биолога и активиста Greenpeace, причина в устаревших российских нефтяных танкерах, из которых состоит так называемый российский «теневой флот» и ежедневно выходят через Балтийское море в международные воды. Как рассказал Мак, «Гринпис» представил список из примерно 200 кораблей, которые необходимо срочно вывести из строя.

«Мы используем список из более 4000 старых танкеров и применяем несколько критериев. В первую очередь были ли эти танкеры замечены в Балтийском море в последние два с половиной года, то есть с начала войны России против Украины, а также мы обращаем внимание на танкеры длиной более 180 м», — говорит он.

В результате экологи установили, что 192 судна устарели, не были застрахованы должным образом и хотя бы однажды выходили к Балтийскому морю. Конечным пунктом их морского пути чаще всего Индия или Китай. Так называемый проход Кадетринне к северо-востоку от Росток считается самым сложным и опасным участком Балтийского моря для прохождения судов. Однако, по данным экологов, такие корабли преимущественно проходят этот сложный маршрут без поддержки лоцманов, знающих местность. И это значит, что опасность аварий растет.

Ситуацией в прибрежном регионе озабочены не только экологические организации, но и входящая в правящую коалицию в Германии политики Социал-демократической партии (СДПГ).

«Танкерам в среднем 16–17 лет. Они плохо обслуживаются, а значит, у них много технических дефектов. Но главное — они не застрахованы должным образом», — отмечает Даниэль Шнайдер , глава парламентской группы по морской политике в бундестаге. Депутат из СДПГ обращает внимание, что несколько сотен таких кораблей уже находятся в списке санкций, и этот список необходимо расширить.

"А мы должны активизировать сотрудничество с некоторыми государствами, под чьим флагом ходят эти суда, такими как Панама или Греция", - добавляет Шнайдер. Некоторые государства разрешают иностранным судам выходить в море под своим флагом, не слишком обращая внимание на то, в каком они состоянии, объясняет он. И в будущем этим государствам придется запретить выдавать лицензии судам, не имеющим необходимого страхования.

«Теневой» флот увеличился на 70%

Экологи из «Гринпис» сейчас, прежде всего, намерены сделать так, чтобы около 200 обнаруженных ими танкеров были подвергнуты санкциям со стороны ЕС.

«Очевидно, что, как только эти танкеры попадут в список санкций, они больше не будут использоваться для экспорта российской нефти. А это именно то, что нам сейчас нужно», – говорит Тело Мак.

Санкции Запада против России после ее вторжения в Украину в феврале 2022 года сильно ослабили РФ, но, по оценкам экспертов, использование ею «теневого флота» привело к тому, что перевозка по России сырой нефти по всему миру не уменьшилась ни на каплю. Чаще всего часть российской нефти на танкерах из «теневого флота» даже перегружается в открытом море, чтобы скрыть ее происхождение из России. По оценкам Мака, Россия уже инвестировала в столь устаревшие танкеры около 10 млрд евро.

Причиной возникновения "теневого флота" стало решение ЕС после начала войны РФ против Украины ввести санкции на экспорт российской нефти. Хотя общий объем судоходства в Балтийском море снизился, объемы перевозок, осуществляемых с помощью «теневого флота», увеличились на 70 %. Таким развитием событий озабочены страны ЕС, в частности Дания. Летом правительство в Копенгагене заявило, что хочет изучить вопрос о том, можно ли ограничить или даже запретить движение российских танкеров в Балтийском море. Однако правительство РФ сразу же напомнило о старых соглашениях о свободном судоходстве в международных водах, таких как Копенгагенская конвенция 1857 года, предусматривающая, что все датские проливы свободны для любого морского торгового судоходства.

Беспокойство по поводу активности российского «теневого флота» растет и в Германии. Земельное правительство в Киле хочет рассмотреть этот вопрос в ноябре на следующей экологической конференции всех федеральных земель — и таким образом, наконец, привлечь больше внимания к этой проблеме.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: