С 24.02.2022 более тысячи нефтетанкеров РФ было замечено в Балтийском море. Многие из них стары и не имеют страхования. Экологи бьют тревогу и требуют санкций в отношении «теневого флота». Об этом рассказывает Deutsche Welle.
Около двух недель назад спасателям удалось благополучно отбуксировать немецкий нефтяной танкер Annika, находившийся в Балтийском море у побережья федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания, обратно в порт Ростока. Судно длиной 73 м загорелось примерно через час после выхода в море. Люди не пострадали, вреда окружающей среде не было. Однако этот инцидент вызвал большой резонанс: трудно себе представить, что могло произойти, если бы спасательная операция провалилась. Пока она проводилась, акватория и воздушное пространство в радиусе трех морских миль вокруг судна, на котором произошел пожар, были закрыты.
По данным экологической организации Greenpeace, у немецкого побережья Балтийского моря ежедневно существует опасность гораздо больших аварий, но общественность не обращает внимания на эту угрозу. По словам Тело Мака, морского биолога и активиста Greenpeace, причина в устаревших российских нефтяных танкерах, из которых состоит так называемый российский «теневой флот» и ежедневно выходят через Балтийское море в международные воды. Как рассказал Мак, «Гринпис» представил список из примерно 200 кораблей, которые необходимо срочно вывести из строя.
«Мы используем список из более 4000 старых танкеров и применяем несколько критериев. В первую очередь были ли эти танкеры замечены в Балтийском море в последние два с половиной года, то есть с начала войны России против Украины, а также мы обращаем внимание на танкеры длиной более 180 м», — говорит он.
В результате экологи установили, что 192 судна устарели, не были застрахованы должным образом и хотя бы однажды выходили к Балтийскому морю. Конечным пунктом их морского пути чаще всего Индия или Китай. Так называемый проход Кадетринне к северо-востоку от Росток считается самым сложным и опасным участком Балтийского моря для прохождения судов. Однако, по данным экологов, такие корабли преимущественно проходят этот сложный маршрут без поддержки лоцманов, знающих местность. И это значит, что опасность аварий растет.
Ситуацией в прибрежном регионе озабочены не только экологические организации, но и входящая в правящую коалицию в Германии политики Социал-демократической партии (СДПГ).
«Танкерам в среднем 16–17 лет. Они плохо обслуживаются, а значит, у них много технических дефектов. Но главное — они не застрахованы должным образом», — отмечает Даниэль Шнайдер , глава парламентской группы по морской политике в бундестаге. Депутат из СДПГ обращает внимание, что несколько сотен таких кораблей уже находятся в списке санкций, и этот список необходимо расширить.
"А мы должны активизировать сотрудничество с некоторыми государствами, под чьим флагом ходят эти суда, такими как Панама или Греция", - добавляет Шнайдер. Некоторые государства разрешают иностранным судам выходить в море под своим флагом, не слишком обращая внимание на то, в каком они состоянии, объясняет он. И в будущем этим государствам придется запретить выдавать лицензии судам, не имеющим необходимого страхования.
Экологи из «Гринпис» сейчас, прежде всего, намерены сделать так, чтобы около 200 обнаруженных ими танкеров были подвергнуты санкциям со стороны ЕС.
«Очевидно, что, как только эти танкеры попадут в список санкций, они больше не будут использоваться для экспорта российской нефти. А это именно то, что нам сейчас нужно», – говорит Тело Мак.
Санкции Запада против России после ее вторжения в Украину в феврале 2022 года сильно ослабили РФ, но, по оценкам экспертов, использование ею «теневого флота» привело к тому, что перевозка по России сырой нефти по всему миру не уменьшилась ни на каплю. Чаще всего часть российской нефти на танкерах из «теневого флота» даже перегружается в открытом море, чтобы скрыть ее происхождение из России. По оценкам Мака, Россия уже инвестировала в столь устаревшие танкеры около 10 млрд евро.
Причиной возникновения "теневого флота" стало решение ЕС после начала войны РФ против Украины ввести санкции на экспорт российской нефти. Хотя общий объем судоходства в Балтийском море снизился, объемы перевозок, осуществляемых с помощью «теневого флота», увеличились на 70 %. Таким развитием событий озабочены страны ЕС, в частности Дания. Летом правительство в Копенгагене заявило, что хочет изучить вопрос о том, можно ли ограничить или даже запретить движение российских танкеров в Балтийском море. Однако правительство РФ сразу же напомнило о старых соглашениях о свободном судоходстве в международных водах, таких как Копенгагенская конвенция 1857 года, предусматривающая, что все датские проливы свободны для любого морского торгового судоходства.
Беспокойство по поводу активности российского «теневого флота» растет и в Германии. Земельное правительство в Киле хочет рассмотреть этот вопрос в ноябре на следующей экологической конференции всех федеральных земель — и таким образом, наконец, привлечь больше внимания к этой проблеме.
Больше новостей читайте на GreenPost.