Реформа уменьшения промышленного загрязнения: перенимаем опыт ЕС

2 мин на прочтение17 Сентября 2024, 13:58
Фото ілюстративне

Менее чем через год Украина начнет внедрять европейские правила контроля за промышленными выбросами.

Верховная Рада Украины приняла евроинтеграционный Закон «Об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения». Он имплементирует отдельные главы Директивы 2010/75/ЕС. Менее чем через год положения Закона вступят в силу и новые европейские правила начнут постепенно внедрять в Украине.

В Евросоюзе формирование и усовершенствование законодательства об уменьшении и контроле промышленного загрязнения происходит непрерывно. Европейские чиновники, бизнес и общественность находятся в постоянном диалоге, а предприятия работают в условиях перманентного ужесточения экологических требований и стандартов.

Поэтому, когда появилась Директива 2010/75/ЕС, странам-членам не нужно было принимать новое для себя законодательство, достаточно было внести изменения в действующее.

Национальное законодательство в ЕС в сфере промышленного загрязнения отличается от страны к стране, но не существенно. Эти отличия в основном касаются только подходов к администрированию – например, по определению органов, выдающих интегрированные окружающие разрешения.

В целом по состоянию на 2015 год было выдано 51 615 интегрированных окружающих разрешений. Большинство из них – еще в 1999-2007 годах на основе Директивы 96/61/ЕС по всеобъемлющему предотвращению и контролю загрязнений.

Результаты такой политики ЕС поразительны. С 2004 по 2022 год большие сжигающие установки в ЕС снизили выбросы диоксида серы и пыли на 92%, а диоксида азота на 70%. Причем такое сокращение выбросов достигнуто одновременно с экономическим ростом.

Важен для Украины и европейский опыт финансирования экомодернизации предприятий. Финансирование природоохранных мероприятий в ЕС осуществлялось не только за счет собственных ресурсов промышленности или кредитных средств, но и при содействии различных фондов ЕС и соответствующих национальных фондов стран-членов Европейского Союза.

Важно понимать, что экологические проекты в странах ЕС часто реализовывались параллельно с реконструкцией, модернизацией и переоснащением основного оборудования. Поэтому иногда трудно выделить чисто экологический компонент в таких инвестициях.

Такой опыт следует принять во внимание и украинскому бизнесу, отметили в Минсреде. Ведь реконструкция и переоборудование по европейским экологическим стандартам имеет больше шансов на привлечение международного финансирования. Принятие европейского окружающей среды в Украине еще больше усилило эти возможности.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: