Экологические организации заявляют, что ущерб, нанесенный разливом нефтепродуктов из двух российских танкеров — «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239», потерпевших кораблетрение 15 декабря во время шторма в Керченском проливе, может оказать разрушительное влияние на окружающую среду. экологов, любые усилия по устранению экологического ущерба будут огромной проблемой.
Наталья Гозак , директор Greenpeace Ukraine, утверждает, что экологические последствия могут оказаться таким же масштабом, как во время наводнения, вызванного взрывом плотины Каховской ГЭС на юге Украины в июне 2023 года, когда она находилась под контролем военных РФ. Тогда в результате разрушения плотины была затоплена территория размером с Киев, уничтожены дикие животные и более 0,5 млн га их природной среды, имел место выброс веществ, потенциально загрязняющих экологию, в более чем 1000 затопленных объектах.
"Это вполне сопоставимо с сильным влиянием на окружающую среду в данном районе", — сообщила Гозак. И подчеркнула, что еще слишком рано судить о масштабах разлива нефтепродуктов, признав, что продолжающаяся война между Россией и Украиной крайне усложняет оценку ситуации. По словам директора Greenpeace Ukraine, поскольку охрана окружающей среды в этом регионе, скорее всего, не входит в список вопросов, вызывающих беспокойство РФ, «дикая природа, фауна и благополучие» будущих поколений — все это поставлено под угрозу.
Два российских нефтяных танкера, перевозивших около 9000 т тяжелого низкосортного мазута, попали 15 декабря в шторм и получили серьезные повреждения в Керченском проливе, разделяющем Россию и аннексированный Москвой Крымский полуостров. Этот пролив – основной маршрут в Черное море для российских судов, перевозящих зерно и топливо, а также для военных поставок во время войны России с Украиной.
Украинские власти, не имеющие доступа к этому району, заявили, что сезон зимних штормов, вероятно, усложнит для России буксировку танкеров к берегу, добавив, что танкерам нечего было делать в море.
«У россиян достаточно сложная ситуация в Азовском и Черноморском регионах. Они используют устаревший флот: этим судам более 50 лет», — объяснил представитель ВМС Украины Дмитрий Плетенчук. По его словам, танкеры, потерпевшие аварию в воскресенье, были предназначены для использования на реках и для загрузки морских судов и не были рассчитаны на эксплуатацию в штормовую погоду.
По словам Натальи Гозак, эксперты, проанализировавшие данные слежения за танкерами, подвергшимися кораблетрости, также отметили, что такие суда обычно используются для навигации по рекам и прибрежной акватории. И что накануне аварии оба танкера отключили глобальную морскую автоматическую идентификационную систему (AIS). Остальное также подтвердили представители ВМС Украины. Возможно, танкеры, которые использовались для доставки топлива в военных целях, предположила Гозак, отметив, что эту версию невозможно проверить.
Она сравнила крушение с аналогичным инцидентом в ноябре 2007 года, когда российский танкер развалился на две части во время шторма, и в море в том же районе вылилось около 1300 тонн нефти и других загрязняющих веществ. В результате этой аварии было загрязнено несколько десятков километров береговой линии как в Украине, так и в России, погибли десятки тысяч птиц и других морских жителей. Но, по словам Гозак, нынешний разлив мазута втрое больше по размеру, поэтому последствия могут оказаться гораздо хуже.
«Любой разлив нефти или нефтепродуктов в этих водах может привести к серьезным последствиям», — соглашается Пол Джонстон, глава опытных лабораторий Greenpeace в Великобритании. Это подразделение Greenpeace International предоставляет научные консультации и аналитическую поддержку компаниям организации по всему миру.
Хьюго Нейкамп, морской биолог из Sea Alarm, брюссельской организации, занимающейся ликвидацией последствий разливов нефти, говорит, что любые усилия по устранению последствий аварии будут сильно усложнены.
«Главная проблема состоит в том, что этот район считается зоной боевых действий, поэтому из соображений безопасности мобилизация ресурсов из-за границы невозможна», – отметил он. И уточнил, что нехватка ресурсов в регионе делает «невероятным» то, что попавшим в зону разлива нефтепродуктов диким животным будет оказана необходимая помощь.
«Граждане, проявившие инициативу, могут совершить какие-то действия, но результаты таких спонтанных акций никогда не бывают многообещающими», — отмечает Нейкамп.
16 декабря Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента Украины Владимира Зеленского, в посту в соцсети Х возложил ответственность за аварию на «два ржавых судна», связав разлив нефтепродуктов с так называемым теневым флотом РФ, который, по его словам, «безнадежно устарел, имеет фиктивные страховки, скрывает своих настоящих владельцев и часто используется для погрузки нефти в море».
В октябре Киевская школа экономики предупреждала, что теневой флот России — это «экологическая катастрофа, ожидающая в свое время в европейских водах». дала мало информации о них, ограничившись подтверждением факта разлива нефтепродуктов и началом спасательной операции.
Однако базирующийся в Хельсинки Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) заявил, что в 2024 году активность танкеров российского теневого флота значительно возросла: в первые восемь месяцев 2024 года «в среднем три теневых танкера с сырой нефтью ежедневно отправлялись из российских портов ». В отчете CREA за октябрь 2024 года сказано, что эти танкеры часто ходят «по маршрутам с высокой интенсивностью движения через узкие проливы у берегов, при этом их AIS отключен, чтобы скрыть местонахождение». По оценкам авторов доклада, ликвидация последствий катастрофы с одним из таких танкеров может стоить 1,6 млрд долларов — солидный счет, почти наверняка придется оплачивать прибрежным странам.
Больше новостей читайте на GreenPost.