По Европе на… метро: Украину планируют включить в общую транспортную систему до 2040 года
Вагоны будут поделены не по классам, а по местам для разных нужд.

Десятки железнодорожных маршрутов, запущенных в последние годы, облегчают поездку через границы европейских стран. Но новое предложение копенгагенской компании включает гораздо более амбициозный план развития железнодорожного сообщения на континенте. Проект 21st Europe предполагает создание общеевропейской сети высокоскоростных железных дорог, которая будет функционировать как метро. Проект, получивший название Starline, рассчитывает модернизировать «фрагментированную, неравномерную и чаще медленную» железнодорожную инфраструктуру континента и внедрить сверхскоростное сообщение, способное конкурировать с авиаперевозками. Об этом рассказывает Euronews .
«По-настоящему интегрированная железнодорожная система – это уже не просто вопрос удобства, это стратегическая необходимость для обеспечения устойчивости Европы в XXI веке. Созданная как система метро, Starline изменит восприятие европейцами своего континента — не как совокупности отдаленных столиц, а как единой, так и для движущихся людей, так и для подвижной легкой досягаемости», — заявляет организация.
Компания 21st Europe намерена запустить сеть до 2040 года, но насколько реалистично ее видение?
Создание общеевропейской системы метро
Нельзя отрицать, что общеевропейская железнодорожная система имела огромную популярность у путешественников.
«Начиная с золотого века ночных поездов и заканчивая сегодняшними 400 000 с лишним пользователей Interrail в год, стремление к открытым, доступным путешествиям очевидно. Но, несмотря на общественный спрос, трансграничные путешествия остаются разрозненными, медленными», — отмечают в 21st Europe.
Уже разрабатывается Трансевропейская транспортная сеть (TEN-T) – инициатива Европейского Союза, направленная на объединение инфраструктуры по всему континенту.

Сегодня 21st Europe критикует «сложную систему продажи билетов, непоследовательное обслуживание и устаревшие станции, создающие ощущение раздробленности железных дорог», и утверждает, что «утрачена возможность сделать железные дороги определяющей чертой самой Европы».
Одним из ключевых факторов для трансграничной сети группа считает единый дизайн.
«Станции ощущаются разобщенными, поезда дико различаются по дизайну, а сама поездка редко рассматривается как часть опыта. Другие виды транспорта, от японских поездов-шаров до скандинавских аэропортов, показали, что мобильность может быть как функциональной, так и культовой», — говорится в докладе о нынешней системе.
От Хельсинки до Берлина за 5 часов
22 000-километровая сеть Starline компании 21st Europe соединит 39 пунктов назначения в европейских странах, включая Великобританию и Украину, а также достанется Турции.
Новая система будет на 30 % быстрее автомобильных и современных железных дорог, а скорость движения поездов составит 300-400 км/ч. Это означает, что пассажиры смогут добираться из Хельсинки в Берлин чуть больше пяти часов, а не за целый день, как сейчас.

«Маршрут Киев — Берлин, исторически ночное путешествие, станет предсказуемым и бесперебойным. А Милан Мюнхен, медленный и извилистый маршрут, превратится в высокочастотное сообщение между крупными экономическими центрами», — уверяют в компании.
Поезда Starline будут иметь легко узнаваемую темно-синюю ливрею. Вагоны будут поделены не по классам, а по местам для разных нужд, например, тихие зоны для рабочих и секции для семейного отдыха.
Поезда будут прибывать на новые станции, построенные неподалеку от крупных городов, с пересадками на существующие городские транспортные системы.
По замыслу 21st Europe эти станции станут культурными центрами с ресторанами, магазинами и хорошо продуманными зонами ожидания, а также концертными залами, музеями, спортивными площадками и местами для проведения мероприятий.
Лучший шанс достичь «чистого нуля» к 2050 году
21st Europe рассматривает Starline и как экологичный проект.
Транспорт – одна из самых серьезных климатических проблем Европы. По данным Европейского агентства по окружающей среде, в 2022 году на долю этого сектора приходилось около 29% всех выбросов парниковых газов в ЕС.
Авиарейсы на короткие расстояния остаются основным видом транспорта для миллионов людей, несмотря на то, что высокоскоростные железные дороги приходится на 90% меньше CO2 за поездку.
Такие страны как Франция и Австрия начали ограничивать короткие перелеты там, где существуют железнодорожные альтернативы, но для достижения реального эффекта «необходим континентальный подход», считают разработчики нового проекта.
«Смелый переход на высокоскоростные железные дороги может стать лучшим шансом для Европы достичь цели чистого нуля к 2050 году, обеспечив при этом быструю и экологическую мобильность», — считают они.
Модель франшизы с государственным финансированием
Как Starline станет реальностью? 21st Europe предлагает «централизованную координацию поездов, обслуживание пассажиров и технологий, позволяя при этом национальным железнодорожным операторам управлять маршрутами по модели франчайзинга».
По словам 21st Europe, система будет финансироваться государством и руководствоваться утвержденными национальными железнодорожными компаниями, а будет контролировать ее новое Европейское железнодорожное управление (ERA) — орган в рамках ЕС, ответственный за обеспечение координации, совместимости и долгосрочного расширения системы.

Группа рассматривает единый дизайн как ключ к созданию трансграничной сети21st Europe
По мнению 21st Europe, для функционирования Starline как европейской системы понадобятся гармонизированные трудовые соглашения, технические стандарты и правила безопасности.
«Это означает, что машинисты поездов, ремонтные бригады и персонал станций будут проходить обучение в единых европейских рамках, что обеспечит согласованность действий независимо от места работы», — утверждают в компании.
Это очень амбициозное предложение, но 21st Europe считает, что оно может стать реальностью к 2040 году.
«Сейчас мы начинаем создавать сеть, которая будет способствовать реальным изменениям, объединяя политиков, дизайнеров и лидеров индустрии, чтобы превратить видение в действие», — говорится в докладе.
Больше новостей читайте на GreenPost.







