Воздушное движение соответствует примерно за 5% глобального потепления. Только треть этого обусловлена CO₂, который образуется при сжигании топлива. Две трети климатического ущерба наносят другие вещества в выхлопных газах двигателя — оксиды азота, водяной пар, сажа. Наибольшим фактором здесь являются крошечные частицы, приводящие к образованию длительных обратных следов в ледяном воздухе на крейсерской высоте. Как стекло теплицы они сохраняют земное тепловое излучение.
Но не каждый полет создает обратные следы. Они возникают только при определенном сочетании температуры и влажности в атмосфере. Даже при небольшом изменении высоты или маршрута самолет можно направить в слой воздуха, в котором выхлопные газы больше не образуют обратных следов. Благодаря оптимизированному маршруту теоретически можно предотвратить половину вреда климата, вызванного глобальным воздушным движением. Об этом рассказывает Die Zeit.
В сообщении говорится, что Немецкий аэрокосмический центр (DLR) совместно с европейской службой управления воздушным движением Eurocontrol впервые показал, что эта идея также работает на практике. Для исследования высота 212 полетов в воздушном пространстве северо-западной Европы сменялась на несколько сот метров в определенные дни. Таким образом, самолеты достигли слоя воздуха, в котором по авиационному прогнозу погоды не следовало ожидать обратных следов. Затем это было проверено на спутниковых снимках.
Для этого эксперимента исследователи использовали временные окна, в которых в 2021 году было особенно мало воздушного движения из-за коронавирусных ограничений. В конце концов, они смогли идентифицировать 23 полета, в которых действительно можно было продемонстрировать желаемый эффект. И это было так понятно, что сейчас они советуют учесть образование обратного следа как эталон при планировании маршрутов полета.
«Даже если существует много неопределенностей, это самый быстрый способ уменьшить парниковый эффект воздушного движения», — говорит Рюдигер Эрманнтраут, участник исследования для Евроконтроля.
Предыдущие исследования показали, что менее 10% всех следов особенно длительны. Если бы только это можно было предотвратить, было бы достигнуто 80 % возможного общего эффекта.
«Однако найти их — это все равно, что искать иглу в стоге сена», — говорит Клаус Гиренс из Института физики атмосферы DLR.
Был бы полезен более подробный прогноз погоды для соответствующих слоев воздуха. Чтобы достичь этого, больше самолетов должно быть оснащено датчиками температуры и влажности, а данные должны анализироваться в режиме реального времени. Пилоты не могут определить, образует ли их собственный самолет обратные следы, но они могут сообщить об обратных следах других самолетов в поле зрения. Алгоритм должен учесть все это, а также дополнительное потребление керосина, вызванное изменением маршрута.
Немецкая служба погоды, Евроконтроль и авиакомпания уже работают над этим проектом.
«Через пять-десять лет избегание обратных следов может стать оперативным», — надеется Клаус Гиренс.
Больше новостей читайте на GreenPost.