В украинских правительственных коридорах и экспертных кругах снова активизировались разговоры о масштабной реформе Кабинета Министров. Одной из наиболее резонансных обсуждаемых идей является создание единого "суперминистерства" - Министерства ресурсов. Предполагается, что оно может возникнуть путем слияния трех ключевых ведомств: Министерства экономики, Министерства аграрной политики и продовольствия и Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов.
Пока никаких официальных проектов или подтверждений этой инициативы нет, однако сам факт ее обсуждения свидетельствует о поиске новых моделей управления государственными активами.
Сторонники такой идеи приводят несколько аргументов в ее пользу. Прежде всего, это оптимизация и сокращение бюрократического аппарата. Объединение трех министерств позволило бы устранить дублирование функций, уменьшить административные расходы и ускорить принятие решений. Кроме того, существует логика в создании единого центра управления всеми природными ресурсами страны - землей, водой, лесами и недрами. Такой подход, по мнению инициаторов, позволил бы сформировать целостную и последовательную государственную политику, где использование ресурсов было бы тесно связано с их восстановлением и защитой.
Однако эта идея имеет значительно больше критиков, особенно среди экологического сообщества и профильных экспертов. Главное опасение заключается в возникновении фундаментального конфликта интересов внутри одной структуры. Министерство аграрной политики по своей сути является ведомством, ориентированным на эксплуатацию и использование ресурсов (в частности, земли) для получения экономического результата. Зато миссия Минприроды - это защита, сохранение и контроль за использованием этих самых ресурсов.
Критики убеждены, что в объединенном министерстве мощное аграрное лобби неизбежно будет доминировать над экологическим направлением. Это может привести к тому, что вопросы защиты окружающей среды, сохранения биоразнообразия и противодействия изменению климата станут второстепенными и будут финансироваться по остаточному принципу. Такой шаг, по их мнению, не только нивелирует многолетние наработки в сфере экологической политики, но и прямо противоречит европейскому "Зеленому курсу" (European Green Deal), к которому стремится присоединиться Украина.
Пока дискуссия остается на уровне слухов и кулуарных разговоров. Однако она ярко иллюстрирует извечную дилемму: что является приоритетом для государства - быстрая экономическая выгода от использования ресурсов или их сохранение для будущих поколений. Дальнейшая судьба этой инициативы покажет, какой путь выберет Украина в своем послевоенном восстановлении.
Больше новостей читайте на GreenPost.