В ночь на 20 июня корвет ВМФ России «Бойкий» прошел остальной пролив Ла-Манш, выставив поддельный сигнал AIS, имитировавший другую гражданскую судоходную единицу. Одновременно он сопровождал два нефтяных танкера, входящих в так называемый «теневой флот» РФ — механизм обхода западных санкций. Об этом пишет The Telegraph.
По данным расследования BBC Verify, «Бойкий» класса «Стерегущий», вооруженный управляемыми ракетами, намеренно транслировал ложный AIS-код, чтобы выглядеть не как военный корабль, а как гражданское судно. Такой шаг позволил ему незаметно пройти через одну из самых напряженных водных зон Европы.
Изначально корвет прибыл из Конакри, столицы Гвинеи, без включенного AIS — нарушая международные правила безопасности на море. Затем он присоединился к двум санкционированным танкерам — Sierra и Naxos — и вместе они двинулись в направлении Балтийского моря, пройдя под мостом Большой Бельт в Дании.
Анализы западных СМИ и аналитических центров показывают, что российский «теневой флот» состоит из сотен старых нефтяных танкеров, устаревших и мало контролируемых, зарегистрированных под флагами тех стран, которые позволяют обойти санкции.
По данным исследования Brookings, к началу 2025 года теневой флот уже насчитывал более 340 судов, из которых примерно 77% попали под санкции США, ЕС или Великобритании. Большая часть таких грузовиков покупалась у западноевропейских продавцов, в частности в Греции.
В мае-июне 2025 года ЕС и Великобритания ввели дополнительные санкции против около 189 судов теневого флота, что свидетельствует об активизации давления на этот механизм обхода санкций.
Факты сопровождения танкеров корветом «Бойкий» — это новый уровень агрессивной тактики. Впервые военный корабль использовал маскировку через AIS, а не просто выключил его, чтобы остаться незаметным. Экс-офицер бельгийского флота Фредерик Ван Локерен назвал этот ход «очень-очень нетипичным».
Корвет сопровождал танкеры из вод Балтики до Ла-Манша, где их отследила Королевская военно-морская армия Великобритании. Судно, вероятно, сопровождалось кораблем НАТО, хотя подтверждение этого через открытые источники остается неясным.
Сочетание военных и гражданских кораблей под фальшивым прикрытием создает новую проблему для морской безопасности и контрсанкций. Вдобавок, старение и ненадежность теневого флота создают экологические катастрофы и риски для инфраструктуры, особенно в Балтийском море, где уже фиксировались подозрительные инциденты с подводными кабелями.
Исследователи из Atlantic Council отмечают, что такие суда потенциально опасны: изношенные двигатели, система газоочистки, могут вызвать утечки или взрывы. Дополнительно, киберугрозы уязвимых старых судов становятся серьезной уязвимостью – это отмечает Центр Norma Cyber в Осло, который фиксирует рост кибератак и угроз для морской инфраструктуры.
Ситуация должна вызывать одновременно обеспокоенность и решимость. Этот инцидент ставит перед Украиной и партнерами вопрос: как эффективно противостоять «теневому» потоку ресурсов, который финансирует военную агрессию? Это вопрос об экологии, гуманизме и безопасности — ценности, составляющие суть украинской национальной устойчивости.
Западные союзники должны не только усилить контроль, но и согласовать действия — на море через механизмы мониторинга, в портах через жесткий санкционный режим — область, где Украина может вносить соответствующие предложения и экспертизу.
Подобные операции ВМФ РФ демонстрируют склонность Кремля к гибридным войнам — где военная хитрость поддерживает экономические методы обхода санкций и причинение экологического ущерба. Без системного реагирования это может стать циклической угрозой для всей Европы.
Вывод: инцидент с «Бойким» — это не просто морская выходка, а составляющая масштабной игры российской гибридной тактики. Запад должен пересмотреть правила сопровождения, дополнить сотрудничество с Украиной и интегрировать экологическую безопасность в морское законодательство.
Больше новостей читайте на GreenPost.