Минэкологии начинает Всеукраинский дерибан леса

9 мин на прочтение07 Апреля 2021, 21:16
Міндовкілля починає Всеукраїнський дерибан лісу

В обход ЗУ об «ОВОС» может начаться дерибан леса

Минэкологии в начале марта на своем официальном сайте разместило сообщение о публикации проекта постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2017 г. № 1010».

Наша редакция попыталась разобраться, о каких именно изменениях идет речь, каких сфер окружающей среды они касаются и при чем здесь ОВОС.

Так, частями 2 и 3 статьи 3 Закона Украины «Об ОВОС» установлены первая и вторая категории планируемой деятельности и объектов, которые могут иметь значительное влияние на окружающую среду и подлежащих оценке воздействия на окружающую среду. Среди них «все сплошные и постепенные рубки главного пользования и сплошные санитарные рубки на площади более 1 гектара; все сплошные санитарные рубки на территориях и объектах природно-заповедного фонда».

Обращаем внимание, что это установлено законом. Однако внесение изменений в закон это долгий и тяжелый путь и Минэкологии пошло другим путем.

Так, Минэкологии предлагает внести изменения в постановление КМУ от 13 декабря 2017 № 1010 «Об утверждении критериев определения планируемой деятельности, не подлежащей оценке воздействия на окружающую среду, и критериев определения расширений и изменений деятельности и объектов, которые не подлежат оценке воздействия на окружающую среду».

То есть они предлагают:

2. Оценке воздействия на окружающую среду не подлежит планируемая деятельность, определенная пунктами 1-21 части второй и пунктами 1-13 части третьей статьи 3 Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», в случае, когда она направлена исключительно на обеспечение обороны государства, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, последствий антитеррористической операции на территории проведения антитеррористической операции на период ее проведения, а именно деятельность по:

...

4) осуществлению сплошных санитарных рубок на площади более 1 га (кроме сплошных санитарных рубок в пределах территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины) с целью ликвидации последствий верховых лесных пожаров в пределах таксационных выделов, определенных комиссией по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, в течение шести месяцев с момента возникновения пожара, в случае, если площадь, пройденная верховой лесным пожаром превышает 10 га для территории зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения и 25 га для других лесов.

Если человеческим языком, а не языком чиновников, то предлагается вывести ликвидацию последствий верховых лесных пожаров и вырубки лесов во время преодоления последствий таких пожаров из-под действия Закона Украины «Об ОВОС» под прикрытием чрезвычайных ситуаций природного характера.

Так, в частности, в пояснительной записке и сообщении, размещенном на сайте Минэкологии указано, что речь идет о «чрезвычайных ситуациях природного характера».

Правда, в проект нормативно-правового акта словосочетание «естественного характера» потерялось. Хотя и не удивительно, ведь оно значительно сужает возможность проведения рубок, поскольку в соответствии с:

Кодексом гражданской защиты Украины чрезвычайная ситуация — обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, нанесла значительный материальный ущерб, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, проведению на ней хозяйственной деятельности;

Классификатора чрезвычайных ситуаций ДК 019:2010 говорит —  чрезвычайная ситуация природного характера — нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, связанное с опасным геофизическим, геологическим, метеорологическим или гидрологическим явлением, деградацией почв недр, пожаром в природных экологических системах, изменением состояния воздушного бассейна, инфекционной заболеваемостью и отравлением людей, инфекционным заболеванием домашних животных, массовой гибелью диких животных, поражением сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями и т. д.

В пояснительной записке Минэкологии ссылается на приказ Министерства внутренних дел Украины от 06.08.2018 г. № 658 «Об утверждении классификационных признаков чрезвычайных ситуаций», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 28.08.2018 г. за № 696/32421, в котором пунктом 21 в разделе II «чрезвычайные ситуации природного характера» определено: Лесной пожар верхний (низовой).

Однако в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Украины от 13.04.2017 г. № 311 «Об утверждении Порядка организации и применения аварийных сил и средств для тушения лесных пожаров», зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.05.2017 г. № 595/30463 определено, что:

Низовые лесные пожары — пожары, которые распространяются на почвенном покрове (мхи, лишайники, травы, кустарники, древесный опад, лесная подстилка, валежник, порубочные остатки) и нижним пологом (подрост, подлесок). Низовые пожары подразделяются на слабые, средней силы и сильные. Они характеризуются по параметрам кромки горения и высоты пламени.

Слабые — пожары со скоростью движения фронтальной кромки огня до 1 м/мин. и высотой пламени до 0,5 м.

Средней силы — пожары со скоростью движения фронтальной кромки огня от 1 до 3 м/мин. и высотой пламени от 0,5 м до 1,5 м.

Сильные — пожары со скоростью движения фронтальной кромки огня более 3 м/мин. и высотой пламени более 1,5 м.

Во время верхового лесного пожара огонь распространяется в кроновом пространстве лесных насаждений.

Как вывод, во время низового пожара остается меньше ликвидной древесины в связи с чем она не интересует Минэкологии.

Учитывая вышеизложенное, юристами «GreenPost» было направлено письмо в Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины с рядом замечаний в рамках общественного обсуждения изменений в постановление КМУ от 13 декабря 2017 № 1010 «Об утверждении критериев определения планируемой деятельности, не подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, и критериев определения расширений и изменений деятельности и объектов, которые не подлежат оценке воздействия на окружающую среду», об изменениях,  которые противоречат действующему законодательству. Ждем результаты их рассмотрения.

Такие манипуляции с формулировками наводят на мысль о двойных стандартах со стороны Минэкологии.

Или верховой лесной пожар интересен как источник дохода, а низовой — не приносит его? Отличается ли влияние на окружающую среду от сплошных санитарных рубок с целью ликвидации последствий верховых лесных пожаров в пределах таксационных выделов от влияния ликвидации последствий низовых лесных пожаров в пределах таксационных выделов?

И как ликвидация последствий верховых лесных пожаров в пределах таксационных выделов влияет на условия жизнедеятельности населения, что является основным критерием в определении чрезвычайной ситуации?

Или Минэкологии забыло, что в его основные задачи входит обеспечение формирования государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, экологической и, в пределах полномочий, предусмотренных законом, биологической и генетической безопасности, или это был торг с лесниками, ведь проект постановления был подготовлен и обнародован в то время, когда решался вопрос о передаче Гослесагентства в сферу управления Минагрополитики.

Что же это? Ожесточенная борьба министра Абрамовского за сферу управления лесными ресурсами или подготовка основания к масштабному дерибану леса под хорошим лозунгом «Всеукраинского облесения» и «Мы запретили рубку в лесах».

Ответ, на наш взгляд, лежит на поверхности и очевиден. Иначе, как объяснить, почему Минэкологии решило не проводить публичное обсуждение проекта с другими заинтересованными органами и его антикоррупционную экспертизу. Это стало известно из пояснительной записки, которую подписал министр Абрамовский.

Кроме того, интересным является тот факт, что несмотря на существование целого управления по вопросам оценки воздействия на окружающую среду, наработкой изменений в постановление Кабмина, регулирующее проведение ОВОС, занимался отдел лесных ресурсов Департамента по вопросам недропользования и восстановления окружающей среды.

Не менее интересным является тот факт, что автором документов об изменениях и контактным лицом в соответствии с объявлением указана Тарасова Ирина Михайловна — начальник вышеупомянутого отдела.
 
 

Согласно декларации, поданной указанным государственным служащим, ее мать работает и получает заработную плату в двух лесных хозяйствах: первое — это ГП «Дымерское лесное хозяйство», в состав которого входит Руднянское, Днепровское, Ясногородское, Катюжанское, Литвиновское, Каменское и Шевченковское лесничества и второе — ГП «Иванковское лесное хозяйство», в состав которого входит Макаровское, Оранское, Розважевское, Обуховицькое, Белобережское, Жеревское и Леоновское лесничества. Вот такая неоднозначная история.

 

Редакция «GreenPost» вынуждена обратиться с открытым письмом к Премьер-министру Украины с просьбой взять под личный контроль проект постановления, предлагаемое Минэкологии и не позволить министру Абрамовскому провести возможный дерибан лесных ресурсов Украины в обход закона «Об ОВОС».

Лес — это главный природный ресурс нашего государства, легкие планеты и один из приоритетов Президента. Напомним, горные регионы еще не успели оправиться от прошлогодних наводнений и катастрофических последствий разрушения вследствие именно незаконных рубок леса в последние годы. Важно, чтобы сейчас они не стали законными и никем не контролируемыми.

Ранее мы рассказывали, о новой коррупционной схеме от министерства Абрамовского. Минэкологии устанавливает новые правила, противоречащие закону «Об ОВОС».

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: