В социальных сетях набирает обороты обсуждение застройки объектами ветровой энергетики территории урочища "Полонина Руна".
Экологическое движение выражает свою обеспокоенность по поводу уничтожения уникальной территории, на которой планируется построить большое количество ветряков, и распространяет по сети призывы остановить это строительство.
Давайте разберемся в этой ситуации и выясним, почему этот вопрос вызывает общественный резонанс.
Полонина Руна - самая большая полонина Карпат. Через нее проходят многочисленные туристические маршруты, и эта полонина даст фору альпийским лугам, поскольку поражает живописными видами и уникальными природными комплексами.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности воздействия любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Директива 2011/92/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 2011 года устанавливает правовые рамки для оценки воздействия на окружающую среду в странах ЕС. Она определяет порядок проведения оценки экологических последствий крупных инфраструктурных и промышленных проектов перед их утверждением, обеспечивая экологическую безопасность и привлечение общественности к принятию решений.
Директива предусматривает, что перед предоставлением разрешения на реализацию определенных видов деятельности следует оценивать их влияние на окружающую среду, включая риски для воды, воздуха, почвы, биоразнообразия, климата, а также социально-экономические аспекты. Она также устанавливает обязательные требования по общественному обсуждению и учету его результатов в процессе принятия решений.
Для Украины эта директива является важной, поскольку ее имплементация является частью обязательств в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. В соответствии с этими требованиями, в 2017 году Украина приняла Закон "Об оценке воздействия на окружающую среду" (№2059-VIII), который гармонизирует национальное законодательство с европейскими нормами. Внедрение директивы способствует повышению экологической ответственности бизнеса, усилению контроля за потенциально опасными проектами и более активному привлечению общественности к процессам экологической оценки. Это помогает Украине улучшать экологическую политику и интегрироваться в европейское правовое пространство.
Процедура оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с Законом Украины №2059-VIII предусматривает несколько ключевых этапов. Сначала субъект хозяйствования подает уведомление о планируемой деятельности в уполномоченный орган (Минприроды или областной администрации), после чего эта информация обнародуется для общественности. Далее проводится общественное обсуждение, которое длится не менее 25 рабочих дней и включает представление замечаний, общественные слушания и анализ предложений. Следующим этапом является подготовка отчета по ОВД, содержащий анализ возможных экологических рисков и меры по их предотвращению. После этого уполномоченный орган проводит экспертизу отчета, учитывает замечания общественности и выдает заключение по ОВД, которое является обязательным для учета при принятии решения о проведении планируемой деятельности.
Напомним, с чего все начиналось. Согласно данным Единого реестра ОВД:
14 июня 2024 года начата процедура оценки воздействия на окружающую среду ООО "ВЕТРОВОЙ ПАРК ТУРЯНСКИЙ", согласно которой в рамках реализации проекта предполагается строительство ветряных электростанций, что будет включать в себя:
- до 30 современных ветроэнергетических установок (далее - ВЭУ) мощностью до 5,5 МВт с высотой башни до 100 м и диаметром ротора до 155 м; диаметр секций - до 7 м; вес секции башни - до 90 т; размещение силового трансформатора (внизу 950В/35кВ); класс ветра - 2а; площадь площадки, необходимой для размещения одной ВЭУ, ориентировочно составит 0,6 - 0,7 га;
- технологические дороги между ВЭУ, технологические заезды-выезды к ВЭУ спецавтотранспорта;
- кабельные сети (кабельные линии 35 кВ и кабельные линии связи).
И вроде бы казался замечательным факт развития альтернативной энергетики в Украине, если бы эти ветряки не планировались на территории Полонины Руна (Ривна).
Полонина Ровная является частью объекта Изумрудной сети (Полонинский хребет, по коду UA0000610 легко найти на сайте Европейского агентства по окружающей среде https://emerald.eea.europa.eu/), которая защищается Конвенцией об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе и Протоколом о сохранении и устойчивом использовании биологического и ландшафтного разнообразия к Рамочной конвенции об охране и устойчивом развитии Карпат (следует принять во внимание также Recommendation №. 157 (2011) и Recommendation №. 225 (2024) Бюро Бернской конвенции).
03 июня 2024 года своим письмом Минприроды сообщило заказчику планируемой деятельности о завершении первого этапа процедуры ОВД и обнародовало замечания по объему исследований, подлежащих включению в Отчет по ОВД. Стоит обратить внимание, что замечания предоставили ведущие общественные организации Украины, среди которых МБО "Экология-Право-Человек"(приложение 1), ОО "Экосфера"(приложение 2), ОО "Украинская природоохранная группа".
Казалось, что заказчик планируемой деятельности должен был бы осознать риски, которые несет строительство 30 ВЭУ уникальным природным территориям, и отказаться от этой идеи или рассмотреть альтернативные варианты мест размещения установок.
Однако 23 декабря 2024 года начался второй этап процедуры ОВД - обнародован Отчет по ОВД и объявления о его общественном обсуждении, а 09 января 2025 года проведены общественные слушания. Свои замечания предоставили такие общественные организации, как ОО "Сохранить Пикуй"(приложение 3), ОС "Всемирный фонд природы Украины"(приложение 4).
Но 22 января 2025 года тогдашним Первым заместителем Министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Еленой Крамаренко подписан приказ № 101 "О приостановлении административного производства по рассмотрению документов, представленных ООО "Ветряной парк Турянский" для получения заключения по оценке воздействия на окружающую среду"(приложение 5).
Основания остановки изложены в приказе, но простыми словами МБО "Экология-Право-Человек" сообщила министерству, что является истцом в судебном производстве, которым оспаривается решение №1242 от 23.05.2024 "Об утверждении детального плана территории урочища Полонина Руна", которым одобрено строительство ветровой электростанции. Поэтому, согласно требованиям законодательства, рассмотрение процедуры ОВД остановлено до вступления в законную силу решения суда по делу №260/5885/24.
Уже на следующий день, 23 января 2025 года, по странному стечению обстоятельств Елена Крамаренко опубликовала сообщение в Facebook о том, что написала заявление об увольнении по собственному желанию, ведь желает работать с единомышленниками и для сохранения окружающей среды.
Тем не менее, обсуждение в сетях стихло, поскольку все понимали, что дальнейшее развитие событий будет зависеть от решения суда об отмене ДПТ под застройку.
Однако 17 февраля 2025 года дело набрало новые обороты: ООО "Ветряной парк Турянский" подал иск с целью отменить решение Минприроды, а именно приказ "О приостановлении административного производства по рассмотрению документов, представленных ООО "Ветряной парк Турянский" для получения заключения по оценке воздействия на окружающую среду". Истец аргументирует это тем, что Минприроды не указало, в чем именно заключается взаимосвязь предметов рассмотрения этих дел, а также в чем заключается предусмотренная законом невозможность рассмотрения указанного дела до рассмотрения другого дела, и остановило производство по делу вопреки принципу эффективности административной процедуры, направленному на недопущение затягивания рассмотрения дела. При этом, по утверждению истца, министерство не проанализировало и не установило, действительно ли от результата рассмотрения другого дела зависит принятие решения в указанном административном производстве.
Мы попытались разобраться и, проанализировав детальный план территории ур. "Полонина Руна" (далее - ДПТ) и отчет по оценке воздействия на окружающую среду (далее - Отчет по ОВД), обнаружили, что в них четко зафиксировано: планируемая деятельность будет размещаться в пределах территории общей площадью около 18 га, утвержденной ДПТ.
В ДПТ отмечается, что под каждую ветряную мельницу предлагается выделение отдельного участка от 0,6 до 0,7 га. Поэтому предлагается изменение конфигурации существующих земельных участков и выделение участков под ветряки на основании договоров аренды, заключенных с территориальной общиной с целевым назначением - для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий.
Так, представленный в таблице 7 Отчета по ОВД перечень земельных участков соответствует заявленной в ДПТ конфигурации.
Проанализировав имеющиеся в ДПТ и Отчете по ОВД картографические материалы, можно четко утверждать, что планируемая деятельность будет реализовываться в соответствии с ДПТ, который сейчас оспаривается общественностью в судебном порядке.
Напомним, что согласно Закону Украины "О регулировании градостроительной деятельности" "детальный план территории - одновременно градостроительная документация на местном уровне и землеустроительная документация, определяющая планировочную организацию и развитие территории".
Таким образом, видим, что министерство достаточно долго анализировало информацию из судебного производства и абсолютно правильно установило, что рассмотрение материалов процедуры ОВД напрямую зависит от решения суда о законности градостроительной и землеустроительной документации.
Теперь мы будем пристально наблюдать за позицией Минприроды в этом деле: "сольют" застройщикам уникальное урочище "Полонина Руна", или все же будут отстаивать окружающую среду.
И напоследок хочется завершить риторическим вопросом: "Кого еще из должностных лиц Минприроды сдует ветер с Полонины Руна?".
Больше новостей читайте на GreenPost.