С 28 ноября по 6 декабря иудеи во всем мире будут праздновать Хануку. В Новом Завете Ханука упоминается как праздник Восстановления (Иоанна 10:22).
« Ханука — праздник многогранный и, по сути, актуален во все времена. Оно касается, раскрывает, показывает, прежде всего, состояние сердец людей относительно Бога», — рассказывает еврейский мессианский портал.
История Хануки насчитывает более двух тысячелетий. В 198 г. до н. земля Израиля перешла под власть эллинистической Сирии. Тогда культура эллинистического мира не была культурой Греции классического периода — на ее основе образовалась «всемирная универсальная культура», распространившаяся по всем странам, завоеванным Александром Македонским. В этой культуре перемешались обычаи и традиции многих народов языческих.
Для евреев эта культура не была основной и приемлемой. Конечно, были «мгновенными» — евреи, которые хотели быть «как все другие народы». Их привлекал эллинский образ жизни: гимнассии, спортивные игры (по эллинским обычаям спортивные соревнования проходили голышом, что было совершенно недопустимым для иудеев), языческие праздники и спектакли в честь греческих богов, да и торговать так было удобнее. Но большинство евреев не ассимилировались, соблюдая веру родителей.
Однако в 167 г. до н. сирийский правитель Антиох IV Эпифан перешел от мягкой эллинизации к жесткой. Он издал указ о том, что будет казнен каждый еврей, который хранит и изучает Тору, изучает еврейский язык, святит шаббат, отмечает еврейские праздники и соблюдает еврейские традиции (в том числе обрезание мальчиков). Бога иудеев объявили местным воплощением верховного божества греков Зевса, в иерусалимском храме установили его статую и принесли в жертву свинью.
Евреи, ставшие добродетельными членами нового общества, выражали власти своих собратьев, продолжавших тайно исповедовать иудаизм. В течение 168-167 гг. до н. э. Иудеей прокатился ряд погромов, во время которых бойцы Антиох IV грабили и убивали беззащитное еврейское население.
Это стало триггером для евреев. Они увидели, что нет смысла и дальше терпеть, пытаясь как-то устроиться в новых условиях. В 167 г. до н. э. в городе Модин вспыхнуло еврейское восстание, возглавленное священником. Силы казались неравными, но его отряд постепенно увеличивался и успешно противостоял профессиональному войску сирийцев.
Партизанская война переросла в освободительное движение. Через три года жестоких боев повстанцы разбили войска Антиоха, освободили Иерусалим и овладели Храмом. Это произошло 25 числа луны кислов 164 г. до н.э.
Войдя в храм, восставшие евреи обнаружили там «гадость запустения». Евреи установили новый жертвенник, очистили и освятили храм и возобновили богослужение.
Однако для служения в храме нужно было зажечь менору, или ханукию (храмовый семисвечник), масло для которого оказалось оскверненным. В конце концов был найден единственный неоскверненный кувшин масла, запечатанный печатью первосвященника. Этого масла могло хватить только на один день горения меноры, а новое масло можно было подготовить за восемь дней. Однако евреи все-таки зажгли семисвечник — и произошло чудо: менора горела восемь дней, пока не было приготовлено новое освященное масло.
В память об этом чуде победы в абсолютно патовом варианте и был начат праздник Обновления как постоянный восьмидневный праздник, получивший в еврейской традиции название «Ханука».
Следует сказать, что хотя духовное содержание праздника остается неизменным, прогресс вносит коррективы в празднование. К примеру, в этом году впервые во всем мире израильская электрокомпания зажжет крупнейшую ханукию, расположенную на 2,5 км.
Электрокомпания осветит девять высоковольтных опор на участке дороги из Иерусалима и Тель-Авива. Пассажиры на дороге со дня первой свечи Хануки будут наслаждаться в темноте зрелищным шоу световых игр на девяти столбах в соответствии с количеством свечей меноры.
Также мы рассказывали о Голодоморе, последствия которого мы до сих пор ощущаем .