Европейский Союз делает решительные шаги для подготовки к возможным кризисам, таким как войны, кибератаки, пандемии или стихийные бедствия. В рамках новой инициативы, известной как Preparedness Union Strategy (Стратегия готовности Союза), Брюссель призывает страны-члены ЕС обеспечить своих граждан необходимыми средствами для выживания в течение не менее 72 часов в случае чрезвычайной ситуации. Одним из ключевых пунктов этой стратегии является требование к каждой стране ЕС составить список предметов для «аварийного комплекта средств выживания», рассчитанного на трое суток. Эта информация стала предметом внимания в европейских медиа, а также активно обсуждается в контексте роста геополитических и климатических угроз.
Согласно проекту, обнародованному Европейской Комиссией 24 марта 2025 года, каждая страна-член ЕС должна разработать четкие рекомендации для своих граждан по подготовке к кризисам. Еврокомиссия рекомендует всем жителям ЕС иметь запасы пищи и воды на 72 часа.
«В случае экстремальных сбоев первые часы наиболее критичны», — отмечается в документе, где описываются возможные сценарии — от войны до кибератак, пандемий и климатических катастроф, таких как наводнения.
Стратегия предполагает, что страны-члены должны составить официальный список предметов, входящих в «аварийный комплект средств выживания». Хотя конкретный перечень еще не утвержден на уровне ЕС, ожидается, что в него войдут:
Эти рекомендации базируются на стандартных практиках подготовки к чрезвычайным ситуациям, которые уже действуют во многих странах, например в США, где Федеральное агентство по управлению чрезвычайными ситуациями (FEMA) давно рекомендует иметь подобные наборы.
Инициатива Preparedness Union Strategy появилась на фоне роста геополитических и климатических рисков. Война России против Украины, которая продолжается с 2014 года и усилилась после полномасштабного вторжения в 2022 году, повлекла за собой энергетический кризис и заставила Европу искать альтернативные источники энергии. Климатические изменения приводят к более частым стихийным бедствиям, таким как наводнения и лесные пожары, которые уже нанесли значительный ущерб странам ЕС, например, Испании в 2024 году, где «монструозные» наводнения унесли сотни жизней. Пандемия COVID-19 также показала, насколько уязвимыми могут быть системы поставок в кризисных условиях.
«Мы в Евросоюзе должны думать иначе, думать шире, потому что угрозы множатся и становятся масштабнее», — объяснила журналистам Хаджа Лахбиб , комиссар по гуманитарной помощи и антикризисному управлению. Она подчеркнула, что современные вызовы, такие как кибератаки, дезинформация и природные катастрофы, требуют нового подхода к подготовке.
Роксана Минзату, заместитель председателя Еврокомиссии, добавила, что, к счастью, блоку не приходится начинать с нуля.
«Пандемия COVID показала, что общие действия, солидарность и координация в рамках Европейского союза имеют абсолютную важность. Это то, что делает нашу работу более эффективной, делает нас сильнее», — сказала она, отметив опыт, который ЕС получил во время предыдущих кризисов.
Хотя Preparedness Union Strategy является рекомендацией, а не обязательным законом, страны-члены должны адаптировать ее к своим национальным условиям. Например, в странах с высоким риском наводнений, таких как Нидерланды, в аварийный комплект могут добавить водонепроницаемые мешки или спасательные жилеты. В южных странах, таких как Испания или Греция, где частые лесные пожары, могут рекомендовать иметь огнестойкие одеяла.
У некоторых стран уже есть подобные инициативы. В Швеции еще в 2018 году правительство разослало гражданам брошюру «Если придет кризис или война», где советовало запасы пищи, воды, лекарств и средств связи на несколько дней. В Германии Федеральное ведомство по гражданской защите и помощи при катастрофах (BBK) рекомендует иметь запасы на 10 дней, что превышает требования ЕС. Эти примеры показывают, что страны могут адаптировать рекомендации Брюсселя с учетом собственных рисков и опыта.
Хотя Preparedness Union Strategy выглядит логичным шагом в контексте современных вызовов, она вызывает определенные вопросы. Во-первых, почему ЕС ограничивается всего 72 часами? В случае серьезного кризиса, например масштабная кибератака на энергетическую инфраструктуру, восстановление может длиться недели, а не дни. Во-вторых, не создает ли эта инициатива излишней паники среди населения? Рекомендации по запасам могут восприниматься как сигнал о приближающейся серьезной угрозе, что может усилить тревожность в обществе.
Кроме того, следует учитывать экономический аспект. Для многих семей в странах ЕС, особенно имеющих более низкий уровень доходов (например, Болгария или Румыния), создание аварийного комплекта может стать финансовым бременем. Предусматривает ли ЕС поддержку для уязвимых групп населения, не имеющих возможности самостоятельно подготовиться к кризисам? Пока таких деталей в стратегии нет, что может свидетельствовать о недостаточном внимании к социальной справедливости.
Больше новостей читайте на GreenPost.