Реформа украинского энергорынка проводилась поспешно и без предварительной подготовки к новым условиям работы. Об этом говорится в обзоре рынка электроэнергии МЕМО, выполненном исследовательским центром Berlin Economics при поддержке Министерства охраны окружающей среды Германии. Сообщает Бизнес Цензор.
Согласно заключению немецких экспертов, переход на новую модель энергорынка имел ряд существенных недостатков. Во-первых, цена электроэнергии для конечных потребителей выросла на 15% после того, как с 1 июля 2019 Энергорынок начал работать по новой модели.
Оказалось, что тариф оператора магистральных линий электропередачи НЭК "Укрэнерго" необоснованно завышен, поскольку в расчетах компании содержалась ошибка объемов передачи. После корректировки тарифа э / энергия для промышленности немного подешевела, но все равно осталась выше, чем до реформы.
Во-вторых, программное обеспечение системы управления Энергорынком MMS не заработало в полном объеме даже через год после начала работы самого энергорынка в новых условиях. Как следствие-отсутствие прозрачности на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг (РВУ).
Как отмечают эксперты Berlin Economics, цены РВУ не является общедоступными, построенные объемы контрактов публикуются только с ежедневной детализацией и без дополнительной информации. Данные балансирующего рынка публикуются со значительной задержкой во времени. Положение ЕС 1227/2011 о прозрачности оптового рынка электроэнергии REMIT до сих пор не применяется в Украине.
Национальная комиссия регулирования энергетики требует провести аудит программного обеспечения энергорынка. Но пока неясно, кто и когда будет его проводить.
В результате электроэнергия в Украине в основном значительно дороже, чем на рынках ЕС. Цены, близкие к ограничениям, свидетельствуют об отсутствии конкуренции на рынке. Энерготрейдеры приспосабливают поведение и подают заявки, близкие к ценовым ограничений.
Кроме того, частные компании, как менее регулируемые участники, имеют преимущество перед крупнейшими игроками на рынке - такими, как госпредприятия «Энергоатом» и «гарантированный покупатель», вынужденными раскрывать информацию о своих стратегии в рамках ПСО.
Рыночная власть "Энергоатома" на рынке двусторонних договоров (РДД) была ограничена ПСО, тогда как власти крупнейшего частного энергохолдинга ДТЭК осталась без внимания государственных регулирующих органов.
Напомним, ранее мы рассказывали, как украинцы платят за коммуналку.