14 июля состоялось внеочередное заседание Верховной Рады Украины, которое было посвящено вопросам окружающей среды. Некоторые из них уже ожидали свою повестку дня более двух лет. Что же произошло в этот знаменательный день и что удалось, разбиралась редакция Грин Пост.
Рассматривали такие законодательные инициативы:
№ 3091 «О Государственном экологическом контроле» — было проголосовано.
Работа над реформой государственного экологического контроля началась пять лет назад и наконец в первом чтении была проголосована. Это действительно первый шаг к победе, ведь немало усилий различными правительствами было потрачено ради этой реформы и нового органа. Этот законопроект разрабатывался ради ликвидации коррупционной составляющей в Государственной экологической инспекции путем ликвидации старого и создания принципиально нового органа, работники которого будут назначаться на конкурсной основе и иметь высокие заработные платы. Законопроект создает информационно-телекоммуникационную систему мер государственного экологического контроля, обеспечит прозрачность процесса проверок, в которую будут вноситься планы проверок, планы мероприятий и отчеты.
№ 4167 «Об уменьшении промышленного загрязнения» — голосование провалено уже в третий раз, 193 — «за». История этого скандального законопроекта уже не новая и довольно сложная.
«Проект Закона о предотвращении, уменьшение и контроле загрязнения, возникающего в результате промышленной деятельности» № 4167 должен был внедрить систему постоянного мониторинга загрязнения, прозрачных правил выдачи разрешений на выбросы, и содержал механизмы, которые постепенно должны были модернизировать промышленность до европейских стандартов выбросов.
11 мая стало известно, что в СНБО, проанализировав законопроект, отправила в Комитет ВРУ заключение, согласно которому проект закона о промышленном загрязнении в нынешней редакции не учитывает украинские реалии и содержит ряд критически негативных норм, которые несут потенциальные угрозы для национальной безопасности Украины. Это, в частности, короткий период для перехода предприятий к новым экологическим нормам (четыре года), тогда как в ЕС аналогичный переход произошел в течение нескольких десятков лет (в Польше — 20 лет, Словакии — 17 лет).
21 мая Верховная Рада Украины во второй раз провалила в первом чтении и отправила на доработку проект Закона № 4167 о реформе в сфере контроля промышленного загрязнения.
В течение месяца было зарегистрировано еще два альтернативных законопроекта — №4167-2 и №4167-3. Кроме этого, 17 июня было зарегистрировано третью версию проекта Закона № 4167.
Из-за того, что законопроект касается регулирования отношений между бизнесом и государством, было много предложений и замечаний, но учли только возможность аннулирования интегрированного разрешения исключительно на основании решения суда.
Более того, как отмечает ЕБА, в тексте законопроекта № 4167 появилось отрицательное положение, в частности, наделение Минэкологии дискримиционными полномочиями в части расчета экономической целесообразности введения наилучших доступных технологий и методов (далее — НДТМ) для принятия решения о предоставлении отступления. По мнению бизнеса, НДТМ и любые экономические расчеты должны утверждаться исключительно на уровне Кабинета Министров Украины, что позволит обеспечить соблюдение требований Директивы по установке прозрачных, недискриминационных регуляторных правил.
Кроме этого, есть вывод Экспертного совета, в котором содержатся девять замечаний к действующей редакции законопроекта. Также, по мнению Главного управления Экспертного совета, в проекте достаточно часто воспроизводится текст положений Директивы ЕС без их адаптации к национальному законодательству, что затрудняет понимание положений проекта (например, понятие «наилучшие доступные технологии и методы управления»).
Этот законопроект разрабатывался совместно с министерством и его существование именно в такой редакции — также позиция действующего министра.
№ 4461 «Об Изумрудной сети» — голосование провалено: 199 — «за», направлен на доработку.
Основной аргумент: сначала нужно все застроить, а затем защищать. Но это — не так: он не запрещает строить на территории Изумрудной сети.
Изумрудная сеть — это сеть природоохранных территорий европейского значения, которая создается в соответствии с положениями Бернской конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе. Она уже существует в Украине и в ее составе 377 особо ценных территорий площадью примерно 8 млн га, нанесенных на публичную кадастровую карту Украины.
№ 2351 Комплексный зоозащитный законопроект — абсолютная победа: 285 — «за»!
Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно имплементации положений некоторых международных соглашений и директив ЕС в сфере охраны животного и растительного мира)» от 30.10.2019 года № 2351 (далее — проект № 2351) был одним из первых законопроектов, зарегистрированных депутатами IX созыва.
В частности, проект № 2351 предусматривает:
Еще был ряд законопроектов от депутатов, Рада также приняла:
№ 5339 — О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
№ 5129 — Проект Постановления об имплементации Национального плана сокращения выбросов от крупных сжигательных установок.
№ 5200 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно приведения в соответствие с Бюджетным кодексом Украины платы за специальное использование объектов животного мира и природных растительных ресурсов.
№ 5339 — Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух — принят в первом чтении.
№ 4259 — Проект Закона о внесении изменений в статью 16 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» относительно регулирования хозяйственной деятельности с озоноразрушающими веществами и фторированными парниковыми газами.
Но, к сожалению, важнейшие два, которые были подготовлены профильным министерством, — не получили надлежащих голосов уже не впервые. Что это? Саботаж работы министерства или личное отношение к министру Абрамовскому (депутатов или, может, бизнеса)?
Может, недостатки текстов вышеупомянутых законопроектов команды министерства или непрофессионализм специалистов, не учли никаких замечаний бизнеса и международных партнеров, подав законопроект в старой редакции, рассчитывая непонятно на что.
Обычно на внеочередных пленарных заседаниях абсолютное лобби и принимают все, что выносят, но не в этот раз.
Редакция Грин Пост будет и в дальнейшем следить за ходом событий и информировать о дальнейших экологических инициативах.