Бразильские морские биологи разгадали загадку, которая долгое время занимала ученых со всего мира: откуда берутся огромные куски каучука, которые уже несколько лет прибивает к пляжам северо-восточного побережья Бразилии? Об этом рассказывает Deutsche Welle.
Как выяснили специалисты Института морских исследований (Labomar) при Федеральном университете бразильского штата Сеара (UFC) и Автономного университета Барселоны, куски каучука весом до 200 кг — это груз с немецкого судна MS Weserland. Оно затонуло 3 января 1944 года и лежит на глубине более 5000 м в Атлантическом океане.
Каучук был важным сырьем при производстве автомобилей и самолетов и изготовлении снаряжения в период обеих мировых войн. Во время Второй мировой войны нацисты отправлялись в Юго-Восточную Азию, включая Сингапур, Малайзию и бывший Индокитай - ныне Вьетнам, Лаос и Камбоджу - чтобы закупить каучук.
Кроме того, они вывозили из региона металлы, такие как кобальт, олово, а также твердый раствор вольфрамита. Согласно расчетам бразильских исследователей, груз MS Weserland стоил бы от 17 до 68 млн долларов США, исходя из цены олова в мае 2021 года.
"Это судно перевозило вольфрамит - товар, биржевые котировки на который зашкаливали, особенно во время пандемии ковида, поскольку он используется при производстве мобильных телефонов, планшетов и компьютеров", — объясняет Луис Эрнесто Арруда Безерра из Института морских исследований Университета Сеары.
"Затонувшие корабли - это мины замедленного действия"
В исследовании, результаты которого вскоре будут опубликованы в научном журнале Ocean and Coastal Reseach (издается Институтом океанографии при Университете Сан-Паулу), утверждается, что появление у берегов Бразилии кусков каучука с затонувшего немецкого судна цен на ряд металлов.
"Это подтверждает гипотезу о несанкционированном изъятии груза из морских глубин в международных водах", — отмечается в предисловии к исследованию.
На сегодня насчитывается около 3 млн затонувших и брошенных судов, лежащих на дне Мирового океана. По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), примерно 8500 из них являются "потенциально загрязняющими окружающую среду".
С помощью математического моделирования и анализа океанских течений между Бразилией и Африкой исследователи из Федеральных университетов Алагоаса (Ufal) и Сеары установили, что каучук был на двух бывших кораблях гитлеровцев, потопленных в Южной Атлантике во время Второй мировой войны.
На сайте Sixtant хранится информация о судах, затонувших в этом регионе Мирового океана. Ученые из Университета Сеары использовали ее в поисках происхождения кусков каучука. На сайте также указаны названия 25 немецких и одной итальянской подводных лодок, которые были потоплены во время Второй мировой войны в ходе совместной операции военно-морских сил США, Бразилии и Великобритании.
Всего на Sixtant собраны названия 548 кораблей, потопленных в Южной Атлантике с 1939 по 1945 годы, из них 56 - немецкие. Среди них были и суда, перевозившие более 7000 т мазута и 1200 т дизельного топлива, например Esso Hamburg, затонувшие в июне 1941 года. По данным сайта, по меньшей мере четыре судна перевозили мазут и пять - каучук.
Первые куски каучука, выброшенные на побережье в 2018 и 2019 годах, перевозились немецким судном MS Rio Grande, потопленном американцами в 1944 году, когда оно пыталось прорвать военно-морскую блокаду нацистской Германии, установленную союзниками.
Исследователи из Университета Сеары предполагают, что куски каучука выплыли из затонувших судов по двум причинам. Во-первых, из-за естественного разложения кораблей. Во-вторых, из-за постоянной охоты за сырьем со стороны пиратов и компаний, занимающихся таким нелегальным бизнесом.
Ученые отмечают, что нынешний мониторинг кораблей, затонувших в международных водах у побережья Бразилии, недостаточен для выявления потенциальных загрязнителей окружающей среды. До сих пор этот мониторинг проводили США.
В Университете Сеары хотят попытаться составить карту затонувших кораблей, чтобы классифицировать риски, которые они несут для бразильского побережья.
"Но это непростое дело, потому что большинство этих кораблей лежит на глубине более 4000 м", — признается Марсело Соарес из Института морских исследований Университета Сеары.
"Компании (занимающиеся нелегальным бизнесом - ред. DW) разбирают затонувшие суда, чтобы извлечь металлы, и не обращают внимание, что как побочный эффект каучук и нефть могут вырваться наружу и достичь побережья, потому что их приносит сюда течением. И вопрос не в том, вытечет ли нефть, а в том, когда это произойдет", — предупреждает Арруда Безерра.
С 2020-го по июль 2024 года бразильские ВМС фиксировали в месяц у побережья страны в среднем 14 разливов нефти различного происхождения, что в целом составляло 758 инцидентов. В нынешнем году уже зарегистрировано 87 случаев с разливом в общей сложности 153 700 л нефти.
Безерра опасается, что большая утечка нефти из затонувших судов приведет к экологической катастрофе, аналогичной той, что была в 2019 году. Тогда у побережья Бразилии произошел крупнейший разлив нефти, когда-либо зафиксированный в водах тропических широт. Около 5000 т нефти выбросило на берег в 11 бразильских штатах. Происхождение нефти осталось неизвестным.
Больше новостей читайте на GreenPost.