• Новости
  • Эко
  • Климат

Арктические зомби-вирусы из Сибири могут повлечь за собой новую ужасную пандемию, предупреждают ученые

Угроза вспышки от микробов, тысячелетиями находившихся в вечной мерзлоте, возросла из-за усиления судоходства в Сибири.

4 мин на прочтение22 Января 2024, 11:18
Фото иллюстративное Фото иллюстративное

Человечество столкнулось с новой странной угрозой пандемии, предупреждают ученые. По их словам, древние вирусы, замороженные в арктической вечной мерзлоте, могут однажды высвободиться из-за потепления климата Земли и повлечь за собой масштабную вспышку заболеваний. Об этом рассказывает The Guardian.

Штаммы этих микробов Мафусаила — или вирусов-зомби, как их еще называют — уже были выделены исследователями, что вызвало опасение, что может быть спровоцирована новая глобальная чрезвычайная медицинская ситуация — не из-за новой для науки болезни, а из-за болезни из далекого прошлого.

В результате ученые начали планировать создание арктической мониторинговой сети, позволяющей выявлять ранние случаи заболевания, вызванного давними микроорганизмами. Кроме того, она обеспечит карантин и квалифицированное медицинское лечение для инфицированных людей, в попытке сдержать вспышку заболевания и предотвратить выезд инфицированных людей за пределы региона.

«Пока анализ пандемических угроз сосредоточен на заболеваниях, которые могут возникнуть в южных регионах, а затем распространиться на север. И наоборот, мало внимания уделяется вспышке, которая может возникнуть на крайнем севере, а затем распространиться на юг — и я считаю, что это упущение. Там есть вирусы, которые могут инфицировать людей и вызвать новую вспышку болезни», — сказал генетик Жан-Мишель Клавери из Университета Экс-Марселя.

Это мнение поддержала вирусолог Марион Купманс из Медицинского центра Эразма в Роттердаме.

«Мы не знаем, какие вирусы находятся в вечной мерзлоте, но думаю, что существует реальный риск того, что один из них способен вызвать вспышку болезни — скажем, древней формы полиомиелита. Мы должны предположить, что что-то подобное может произойти», – говорит она.

В 2014 году Клавери возглавлял группу ученых, которые выделили живые вирусы в Сибири и показали, что те до сих пор могут инфицировать одноклеточные организмы, даже если были похоронены в вечной мерзлоте на протяжении тысяч лет. Последующие исследования, опубликованные в прошлом году, выявили существование нескольких различных вирусных штаммов из семи разных мест в Сибири и показали, что они могут инфицировать культивируемые клетки. Одному из образцов вируса было 48500 лет.

«Вирусы, которые мы выделили, способны инфицировать только амеб и не представляют никакого риска для человека. Однако это не означает, что другие вирусы, замороженные в вечной мерзлоте, не могут вызвать заболевания у людей. Например, мы обнаружили геномные следы поксвирусов и герпесвирусов, хорошо известных патогенов человека» , — сказал Клавери.

Вечная мерзлота покрывает пятую часть северного полушария и состоит из почвы, длительно находившейся при температуре ниже нуля. Некоторые пласты остаются замороженными на протяжении сотен тысяч лет, обнаружили ученые.

«Самым важным моментом в вечной мерзлоте является то, что она холодная, темная и лишена кислорода, что идеально подходит для сохранения биологического материала. Вы можете положить йогурт в вечную мерзлоту – и он все еще будет съедобным через 50 000 лет»,

- сказал Клавери.

Но мировая вечная мерзлота меняется. Верхние слои основных запасов планеты — в Канаде, Сибири и Аляске — тают, поскольку изменение климата непропорционально влияет на Арктику. По данным метеорологов, регион нагревается в несколько раз быстрее средних темпов глобального потепления.

Однако, по словам Клавери, прямую угрозу представляет не непосредственное таяние вечной мерзлоты.

«Опасность исходит от другого последствия глобального потепления: исчезновения арктического морского льда. Это позволяет увеличить судоходство, дорожное движение и промышленное развитие в Сибири. Планируется огромная горнодобывающая промышленность, которая будет бурить огромные буровые скважины в глубокой вечной мерзлоте для добычи нефти и руд. Эти операции высвободят огромное количество до сих пор процветающих патогенных микроорганизмов. Шахтеры будут спускаться туда и вдыхать вирусы. Последствия могут быть катастрофическими», – говорит ученый.

Больше новостей читайте на GreenPost.