Вверх
Дать отзыв
  • Главная
  • Блоги
  • Когда в экологической сфере будет преодолена недееспособность государства?

Когда в экологической сфере будет преодолена недееспособность государства?

10 мин на прочтение05 Февраля 2021, 14:54 404
Поделиться:

Функциональность государства начинается с выполнения статей Конституции Украины. На примере защиты экологических прав граждан убедился насколько государственный механизм в Украине пока далек от стандарта стран, где экологическая безопасность является реальным состоянием, а не только тезисом на бумаге. Одержав победу на уровне Верховного Суда над предприятиями, которые многочисленными правонарушения допустили техногенную аварию, трагические последствия для людей и риски для окружающей среды, пока вижу торможение процесса привлечения к ответственности виновных лиц и структур. По этому поводу официально обратился к гаранту Конституции и руководству Украины — президенту Владимиру Зеленскому и премьер-министру Денису Шмыгалю.

8 июня 2015 г. в Васильковском районе Киевской области вблизи сел Кобцы и Крячки (Путривський сельский совет), пгт Глеваха в 17 часов на нефтебазе ООО «Бытремстройматериалы» (код ЕГРПОУ 23585115), известной как объект группы «БРСМ-Нафта», начался широкомасштабный пожар, который продолжался до 20 июня 2015 года.

Согласно экспертному заключению № 4-20515 от 18 июня 2015 года, предоставленном ГСЧС Украины, указанный пожар квалифицирован как чрезвычайная ситуация техногенного характера регионального уровня (код — 10220НС). В связи с пожаром распоряжением Кабинета Министров Украины № 583 от 9 июня 2015 года, создавалась специальная Правительственная комиссия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Официальными документами Правительственной комиссии установлено и зафиксировано: гибель во время пожара шестерых человек и травмирование 16 человек; участие в тушении значительного количества специалистов (937 человек) специальных подразделений и специальной техники (117 единиц); нефтебаза не была принята в эксплуатацию, что является нарушением предписаний Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»; многочисленные нарушения градостроительного законодательства, правил техногенной, пожарной и экологической безопасности, из-за чего нефтебаза работала как аварийно-опасный объект; пожар нанес существенный материальный ущерб государству; пожар имел негативные последствия для природной среды; пожар представлял угрозу для жизни и здоровья людей нескольких населенных пунктов из-за близости нефтебазы (50 метров) до военного склада боеприпасов.

Акцентирую, что угроза детонации боеприпасов была очевидной и в случае детонации создавался огненный смерч протяженностью 20 км, который уничтожал бы ряд населенных пунктов, включая город Васильков. Такое развитие событий в первые 14 часов предотвратили самоотверженные действия пожарных, тушивших пожар в условиях неопределенных характеристик объекта, несданного в эксплуатацию.

Правительственной комиссией установлено, что причиной пожара стало изготовление смесевых бензинов (фальсификата) с помощью кустарного электрооборудования (кустарных электронасосов, изготовленных не в заводских условиях), и пожар из-за нарушения правил техно-экобезопасности (в первую очередь из-за незначительных расстояний между резервуарами), невозможно было погасить до полного выгорания объекта.

Этот вывод в дальнейшем был подтвержден и досудебным расследованием.

Также Правительственной комиссией документально подтверждены негативные последствия для окружающей среды согласно исследованиям, проведенным:

  • -ГУ «Институт гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева Национальной академии медицинских наук Украины (протокол исследования почв № 4 от 24.06.2015 года, протокол исследований почвы № 5 от 30.06.2015 года, протокол исследований плодоовощной продукции № 170.15 от 22.06.2015 года, пояснительная записка к протоколам);
  • ГУ «Киевский областной лабораторный центр ГСЭС» (протокол № 014 от 16.06.2015 года);
  • Украинской лабораторией качества безопасности продукции агропромышленного комплекса (протокол исследований № 0759-Н от 11.08.2015 года и № 0219-4 от 11.08.2015 года с пояснительной запиской к ним).

Все эти исследования объединяет то, что они проведены государственными структурами на сертифицированном оборудовании и согласуются между собой.

Исследования показали в радиусе до 15 км от эпицентра пожара многократное сверхнормативное (в некоторых случаях более чем в 20 раз) загрязнение окружающей среды (земель и воды) бенз(а)пиреном, полиароматическими углеводородами, оксидами серы, значительное загрязнение вредными веществами плодоовощной продукции.

Сверхнормативное загрязнение зафиксировано во всех без исключения отобранных указанными учреждениями образцах. При этом ГУ «Институт гигиены медицинской экологии им. А. Н. Марзеева» НАМН Украины в пояснительной записке к исследованиям от 30 июня 2015 г. на основании полученных данных как итог резюмировано, что уровень бенз(а)пирена и тяжелых металлов в почвах и овощной продукции является результатом экстремальной ситуации, а результаты смыва с поверхности ягодной продукции свидетельствуют, что загрязнение произошло за счет седиментации вредных веществ из воздуха, а не является результатом перехода из почвы.

Пояснительную записку подписали ученые: директор института, академик, доктор медицинских наук, профессор А. Сердюк, доктор медицинских наук, профессор В. Станкевич, а также доктор медицинских наук, профессор И. Черниченко.

Событие и его последствия вызвали широкий общественный резонанс, как в Украине, так и непосредственно в вышеуказанном регионе. Однако структуры бренда «БРСМ» ответственности за пожар не признали, вопреки очевидным фактам, утверждая, что его причиной был террористический акт.

В сложившейся ситуации местные жители проявили инициативу по судебной защите своих прав из-за нарушенного экологического равновесия местности их проживания. Эта инициатива была поддержана международным фондом «Сокращение рисков» (глава Владимир Костерин, владелец зеленого телеканала «Тонис» в 2000 годах) в партнерстве с ООО «Юридическая фирма «Императив Плюс».

Согласно ч. 1 ст. 50 Конституции Украины каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. После сбора доказательной базы на основании этой конституционной нормы до трех предприятий бренда «БРСМ», которые эксплуатировали нефтебазу (ООО «Бытремстройматериалы», ООО «Парком Транс», ООО «Укртрансоил-2009») от более 600 местными жителями были заявлены иски по месту юридической регистрации ответчиков в Обуховский районный суд Киевской области о возмещении морального вреда.

Заявление исков базировалось, в т. ч. на изучении международной судебной практики. Так, в Великобритании в 2005 году произошел подобный пожар на нефтебазе «Бансфилд» под Лондоном. Вмешательство в частную жизнь социума из-за нарушения права на безопасную окружающую среду к компании нефтевладельца стало поводом для британских юристов заявить иски от местных жителей о возмещении морального вреда.

В суде компания-нефтевладелец сразу признала свою ответственность, предложила мировое соглашение, по результатам которого возмещен моральный вред и выделены средства на экологизацию загрязненной территории. Таким образом, было продемонстрировано социальную и экологическую ответственность бизнеса, а государство и судебная система выполнили свои функции.

Именно, в том числе, и для выяснения на практике действия европейских стандартов по защите населения, в т. ч. правовых, в Украине и были заявлены иски по аналогии. Из-за сугубо украинских реалий (Украина — не Англия) судебная защита пострадавших длилась около пяти лет. Судебные дела рассматривались в 9 (девяти) производствах. За время рассмотрения около 100 (ста) истцов умерли. В конце концов все судебные дела решены в пользу местных жителей.

По семи делам конечные постановления приняты по окончании кассационных процедур по жалобам в структуры бренда «БРСМ» Верховным Судом (за 2020 г. постановления по делам: № 372/1308/16-4 от 19 февраля, № 372/4399/15-ц от 26 февраля, № 372/1771/16-4 от 12 марта, № 372/1243/16-4 от 18 марта, № 372/7241/16-4 от 8 апреля, № 372/980/16-4 от 29 июля, № 372/4412/15-4 от 9 сентября).

По одному делу окончательное решение принято Киевским апелляционным судом, еще по одному — Обуховским райсудом Киевской области. Судебные решения по двум последним делам ответчиком оспаривались, поскольку те принимались на базе сформированной Верховным Судом практики. Таким образом, оказались защищенными права 559 местных жителей.

Моральный ущерб на одного человека присужден в диапазоне от 50 тыс. грн. до 70 тыс. грн. Общая сумма присужденного возмещения морального ущерба составила 36 млн. 70 тыс. грн (копии указанных судебных решений тоже предоставлены в Офис Президента и секретариата КМУ).

Также в порядке защиты своих прав в суд к тем же юридическим лицам с объединенным иском о возмещении морального вреда обращались травмированные пожарные и члены семей погибших пожарных (12 истцов). Решением Обуховского районного суда Киевской области от 20 мая 2019 года, которое оставлено в силе постановлением Киевского апелляционного суда от 30 октября 2019 г. иск удовлетворен с присуждением возмещения морального вреда в общей сумме 100 млн грн.

По всем выигранным судебным (как экологического направления, так и по пожарным) делам начата процедура принудительного исполнения. В то же время, на сегодня уже понятно, что с целью избежания ответственности из ответственных юридических лиц бенефициарами выведены все активы и, очевидно, возникнет проблема с выполнением.

Понятно и то, что структурно группа компаний бренда «БРСМ» представляет собой интегрированный комплекс-холдинг обществ с ограниченной ответственностью, сознательно построенный так, чтобы при необходимости избежать рисков ответственности из-за перераспределения и перемещения активов.

Между тем, согласно Конвенции от 22 июня 1993 г. по предотвращению крупных промышленных аварий, работодатели обязаны принимать меры, минимизирующие последствия аварии. Гражданское общество в лице экспертных и правозащитных групп сделало достаточно, чтобы государственные органы проявили дееспособность для защиты прав граждан. Тем более, что при невозможности исполнения судебных решений будут подаваться 570 исков в Европейский суд по правам человека уже к Украине. Ведь в правовом государстве не может спокойно и без последствий для себя работать коммерческая группа, ответственная за причиненный вред, установленной в судебном порядке относительно сотен граждан.

К тому же судебными решениями экологического направления доказан на высшем судебном уровне факт экологического сверхнормативного загрязнения значительной территории, которая (как, например, в отличае от английского случая) так и не была дезактивирована, поэтому нарушения прав социума продолжается, за что ответственным уже должно быть и государство. Эти нарушения касаются не только лиц, обратившихся с исками, но и всего населения, проживающего на указанной территории.

Обращаясь к первым лицам государства, рассчитываем, что случай с пожаром на нефтебазе БРСМ станет уроком для государственных органов о необходимости внедрения эффективной системы предупреждения таких техногенных инцидентов и создания эффективной системы ответственности, как в органах власти, так и на уровне коммерческих структур, что также предусматривает решение проблемы коррупции в Украине.

Убежден, что государство должно защитить персонально права граждан с побуждением структур «БРСМ» к возмещению доказанного морального вреда; принять комплекс организационно-административно-экологических мер по дезактивации загрязненной территории и восстановлению на ней экологического равновесия.

Также на реальную защиту государством рассчитывают травмированные пожарные и члены семей погибших пожарных. Именно пострадавшие пожарные защитили регион от еще большей трагедии — физического уничтожения населенных пунктов и тысяч людей. Ценит ли государство их подвиг?