От себя добавлю преамбулу, что столкнулся с этим заголовком в виде поста в ФБ. Он подтолкнул меня к размышлению попробовать с разных сторон понять автора запроса.
И мне хотелось из сердцевины своего отношения к жизни крикнуть: “Люди! Если вас что-то трогает, и вам не безразлично, это здорово!”
Но после подумал, что если наложить этот вопрос к постоянству беспокойства, к непрерывным мыслям, к поиску неясно чего. Вот тут и мне стало понятно, что любой, кому эти слова близки, может быть не безразличен к этой статье.
Давайте посмотрим в вопрос: пофигист - кто это? Какой-то неопределенный образ человека, понимающий меня лучше и управляющий моими реакциями, мыслями, переживаниями. Это некто общий, абстрактный другой “я”, который чуть лучше меня. Очевидно в этом месте вопрос трансформируется в желание быть собой, но уже другим. И сразу стала видна некоторая степень идеализации того, что вокруг люди чуть лучше меня, они же могут управлять собой, я как бы уже вижу, что этого “пофига” у них больше чем у меня.
Но ведь сам вывод построен на основании того, что они просто не говорят про свои сложности, и мы про это не знаем.
"- Дедушка, как ты так долго играешь с маленьким внуком?
- Он же всё время разговаривает!
- А? А, я просто выключаю звук на слуховом аппарате.”
Давайте глобализируем вопрос. В моем случае он будет вопросом про отсутствие всеобщего идеала человека. То есть в целом, среди ныне живущих людей могут быть и пофигисты как некая “норма” потому что у всех своя степень реакции на свою жизнь. И “не пофигисты” как их противоположность. Но может быть, еще есть те, кто умеют регулировать этот самый идеал “пофигизма”, надеюсь что автора заголовка метил именно сюда.
Проследуем дальше. В этом месте хочу остановиться подробнее. Не пропускать всё через себя - следующий этап идеализации сообщества. Но он направлен уже на его обратную сторону. В случае с “пофигизмом” это покрытие безразличием того, что я не могу пережить, к примеру бессилие, беспомощность и т.д. А в ситуации не пропускать через себя - пример попытки не принятия происходящего как способ саморегуляции и самосохранения. То есть, управлять в обоих случаях хотят одним и тем же - собой.
Иными словами, этот заголовок очень точно отражает только две стороны проблемы нынешнего человека. Он не в силах понять свои основания и не способен охватить средства (сознания) чтобы вместе с деидеализацией выйти за рамки двойного мышления.
К примеру, то что я попробую сохранить, став для меня ценным, будет корректировать моё отношение ко всему окружающему миру. Если у меня высокий интеллект, я могу начать бояться “сойти с ума”. Или если я зачем-то не могу исправить свою вовлеченность (непофигизм), я попробую ее обесценить при помощи рационализации либо через непонимание себя и причины своего отношения.
Допустим я влюбился и не могу остановить себя в заботе про объект моего влюбленного желания, я не могу допустить полное разорения на подарки, в которых себя не останавливаю. А найду черту характера “напоминающую” мне мои прошлые отношения и расстанусь на неделю, чтобы это пережить.
Еще по-другому, не смогу отказать себе в обещании дорогого подарка ребенку, потому что ощущаю вину перед ним. Но точно знаю, что подарок мне не по карману. В результате отношения испортит ребенок, справедливо думающий что его обманули, и постарается вытеснить из памяти обидчика.
Отсюда становится понятным, что наши “неспособности” на что-то, будь это пофигизм или пропускание через себя могут показывать к удивлению, но именно наши возможности, выхода за мир двузначных отношений к себе и к другим. Для такого движения мысли, нам понадобятся новые смыслы, цели и направления, ради которых человек сможет покинуть привычные и понятные (работающие) стратегии прежнего мышления и переживания себя и мира.