Легче всего понять, что у ребенка задержка речевого развития - ознакомиться с возрастными нормами появления речи у детей. В 1,5-2 года у детей появляется фразовая речь из 2-3 слов. Если к 2,5 годам у ребенка не появилась элементарная фразовая речь, считается, что темп развития речи отстает от нормы.
Когда мы говорим о задержке речевого развития, мы говорим исключительно о речи.
При нормальном речевом развитии ребенок при общении смотрит в глаза, хочет играть, идет на контакт с взрослым, а также с ровесниками. Ребенок хочет общаться, проявляет инициативу (хочет познакомиться, предлагает свою игрушку или поменяться игрушками). Ребенок будет стараться объяснить жестами, показать пальцем на то, чего он хочет. Например, открыть дверь, дать ему водичку или игрушку.
Если у ребенка в возрасте 2,5 лет не появилась элементарная фразовая речь, наблюдаются нарушения коммуникации, отсутствует зрительный контакт (не смотрит в глаза, когда к ребенку обращаются), ребенок проявляет недостаточную инициативу (может играть один долгое время или с одной игрушкой), наблюдаются нарушения взаимодействия с другими детьми - родителям следует обязательно обратиться к специалистам. Такие консультации проводят Инклюзивные Ресурсные Центры или логопеды в поликлиниках. Также можно обратиться за консультацией к логопедам, которые работают в ДУЗ №677 в г. Киев (ул. О. Тихого, 21а).
Недостаточная речевая среда также может способствовать задержке речевого развития ребенка. Поэтому всегда находите время для общения с вашим ребенком.