Детская психотерапия онлайн: быть или не быть?

8 мин на прочтение11 Февраля 2021, 10:46

Только в общении благодаря языку человек выбирает путь своего становления.

— А можно записать ребенка на консультацию... в Skype?

Новые технологии, всемирная пандемия, недостаток времени на дорогу и ряд других причин перенесли нас в эпоху Skype и Zoom. Психологическая консультация и психотерапия не стали исключением. Это новая возможность, которую большинство из нас уже начали осваивать.

Общение меняет свою форму. Но функция его остается неизменной. Только в общении благодаря языку человек выбирает путь своего становления. Но когда речь идет о работе с детьми онлайн, здесь возникает ряд вопросов, которые следует раскрыть. Давайте попробуем разобраться на конкретных примерах:

Реальное присутствие специалиста уже имеет определенный терапевтический эффект. Это замечают и взрослые клиенты, которые попадают в кабинет психотерапевта.

Почему же психотерапия для детей имеет мизерные шансы, когда производится с помощью Skype или Zoom? Статья написана и для родителей, и для специалистов, и призвана разобраться на конкретных примерах.

У него ужасное поведение!

На сеанс записывают мальчика пяти лет с проблемой неуправляемого поведения. Живет ребенок не с родителями, а с родственниками. По их словам он:

На сеансе я ожидаю маленького демона, а взамен приходит невероятно любознательный и умный малыш. У него много энергии, ему все интересно, он живой, у него прекрасно развиты воображение и игра. Уровень агрессии мне понятен в силу жизненных обстоятельств, в которые попал ребенок. Маму видит редко, папу — еще реже. Семейная история похожа на драму с элементами детектива...

Но на сессиях он строит дороги и города, где все регулируется в соответствии с знаками и правилами. Он злится, когда я говорю «потом» на какую-то его прихоть, но не исключается из процесса. Слушает и слышит.

Мы продолжаем говорить, и он понимает, что я тоже живая, и у меня есть свои пожелания, которые могут совпадать или противоречить его собственным. Он представляет свое тело как роботизированный механизм, и я делаю удивленное лицо. Он смотрит на мою позу тела, на мои глаза, брови. Он реагирует на взгляд. На бумаге он начинает рисовать что-то более похожее на человечка, чем на машину. О правилах рассказывает уже не как о системе, а о том, что у него получается, а что нет, за что на него злятся родственники, какие ситуации он переживает в саду...

Привлекает меня в свою игру, и это уже становится нашим общим процессом, в котором нам обоим интересно и у каждого есть своя роль. После игры все кладет на место, убирает. Особенно интересные игрушки просит взять домой и принести в следующий раз, что и выполняет...

Теперь представим, что работа ведется из квартиры ребенка, где уже есть:

А еще кто-то, кто каждую минуту заглядывает в комнату для проверки, действительно ли он занимается «консультацией» или делает «свое дело».

Такая работа не имеет шансов. Она не несет в себе ничего, кроме дополнительного раздражения. Здесь нет совместного взаимодействия, эмоциональной окраски, границ. Ничего, кроме пустой риторики, которой «специалист» отрабатывает свои деньги за сессию.

Работа с тревожными состояниями у ребенка

Девочка, пять лет, постоянно хочет оставаться с мамой. На контакт идет аккуратно и постепенно. Спит плохо, ест плохо. Астенична. Некоторое время привыкает к кабинету, ко мне.

Я наблюдаю не менее тревожную маму, и понимаю, что проводить контейнование, о котором пишут такие психоаналитики как Мелани Кляйн и Уилфред Бион, невозможно. Предложение обратиться к специалисту самой маме здесь очевидно, но сценарий довольно прозаический: помогите ребенку. Из-за такого состояния у нее нарушено взаимодействие со сверстниками, низкий познавательный интерес и недоверие ко всему миру в целом.

Поэтому психотерапевт, понимая ситуацию в целом, сам выполняет роль контейнера. И это чувствуется только в его присутствии. Когда ребенок все спокойнее и активнее вступает во взаимодействие, начинает предлагать свои игры, не боится испачкать красками вещи и руки, уверенно проявляет себя в более взвешенных актах. Эмоции становятся такими, что их можно увидеть и отреагировать на них и телом, и словом.

Опять представим режим экрана и такую работу через него. Наши шансы — нулевые. Ведь тело психотерапевта, кроме «контейнера», здесь как зеркало, в котором девочка себя видит, и более смело делает каждый следующий шаг, чувствуя опору возле себя. Насколько гаджет может выполнить эту функцию? Так же, как и научить кататься на велосипеде, — приходит мне в голову.

Работа с истерическими проявлениями

Предлагаю рассмотреть еще один популярный запрос, который некоторые родители предпочитают разобрать в онлайн-формате. Речь идет о детских истериках.

Какой характер имеют истерики и как формируется истерия — вопрос глубокий, который всегда предполагает работу всей семьи. В практике я имею детей, которые:

Первое, с чем сталкивается специалист в подобных ситуациях, — это сопротивление, являющееся классикой, описанной З. Фрейдом после работы с его многочисленными пациентами. Побороть сопротивление для ребенка возможно исключительно при наличии «живого» терапевта, а не того, который вещает с экрана монитора.

Если же истерика случается в кабинете у специалиста — это новый опыт переживания акта истерики и шанс сконструировать другое отношение к ней, когда любящие мама (папа, бабушка...) не бросаются спасать или же наоборот — не берут в руки ремень.

Тело клиента является определенной диагностической мерой, которая, в отличие от говорения, не умеет врать. Те же проблемы с питанием, нервными тиками, сном, туалетом и т. д. у ребенка несомненно свидетельствуют об этом. Французский психоаналитик Жак Лакан в работе «Заметки о технике» отмечает:

Собственным телом субъект передает речь как таковую, правдивую речь, в чьей передаче как означающего он даже не знает. То, что он этим говорит, всегда больше того, что он хочет этим сказать, всегда больше, чем он умеет этим сказать.

Долгое время работая в школе-интернате, я могла наблюдать за телом наших маленьких учеников, которые в большинстве случаев имели задержку речевого развития. Тело — это то, с помощью чего мы могли строить коммуникацию и отношения. Часто я была свидетелем того, как ребенок уклонялся от руки, которая хочет погладить, потому что избегал «подзатыльника». Как невозможность выразить и символизировать агрессию выливалось в битье себя кулаками (аутоагрессия). Как ребенок с фиксацией на оральной стадии не высовывал изо рта шнурок или другие предметы. Как дети, у которых появились младшие брат или сестра, регрессировали до их возраста, начиная ползать и есть с помощью взрослого...

Поэтому в теле я вижу одновременно и символ, и территорию работы. Присутствие обоих на сессии — важное условие альянса, эффективного переноса и возможности проводить психотерапию. Иначе это может быть диагностика или консультирование родителей, в чем принципиальное отличие от психотерапии.

Но ответственность за принятые решения лежит именно на каждом из нас. Представление, что формат встречи для ребенка не имеет значения, — утопическое, так как никакой гаджет нам никогда не заменит человека...

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: