Больше недели проходит «общественное обсуждение» инициированного Министерством энергетики Украины законопроекта, которым предлагается отбирать энергетические предприятия у их владельцев. Чем опасна подобная законодательная «инициатива» Министерства энергетики с правовой точки зрения написал в Фейсбуке юрист, глава ОО «Энергетический омбудсмен» Александр Трофимец.
Он приводит следующие доводы.
Конституция Украины гарантирует свободное право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Будь то облэнерго Ахметова, Григоришина и Суркиса или ваша квартира. Сегодня на предприятие «олигарха» зайдет какая-то временная администрация (что очень нравится людям), а завтра вам подселят в дом Полиграф Полиграфича Шарикова. И с правовой точки зрения это одно и то же.
«Основания» для введения временной администрации на энергопредприятии могут быть самыми разными — от несвоевременной подачи отчетности до полного технического несоответствия работы такого предприятия. Однако четкого определения оснований и случаев, когда должно отбираться предприятие у собственника, а когда достаточно просто пожурить — нет. Вот и будем иметь — одному «ай-ай-ай», а другому — акции на стол.
«Эффективность» работы государственных предприятий мы можем увидеть на многих примерах — от «Центрэнерго» до «Энергоатома». Сплошные убытки.
Выполнение инвестиционных программ — хуже всех энергопредприятий именно там, где государство владеет контрольными пакетами акций (за немногочисленными исключениями, где работают энтузиасты — пример ПАО «Черкассыоблэнерго»).
Мы уже стали свидетелями того, как государство кинуло инвесторов в зеленую энергетику. Сначала в течение двух лет не выплачивало средств за электрическую энергию, а потом начало делить деньги не по закрепленному законодательству алгоритму, а по своему усмотрению, как ворона в сказке — тому дала, этому дала, а тому не дала.
Теперь каждый инвестор (и внешний, и внутренний) будет понимать, что потерять свое имущество можно не только из-за «коррумпированной» судебной системы, а и из-за другой коррумпированной ветви власти — исполнительной в лице Министерства энергетики.
Сегодня в управлении Министерства энергетики находятся ряд операторов системы распределения (ПАО «Черкассыоблэнерго», АО «Запорожьеоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго» и другие) и оператор системы передачи — АО «НЭК «УКРЭНЕРГО». Нормы инициированного законопроекта позволят Минэнерго свободно менять менеджмент на этих предприятиях, обходя требования корпоративного законодательства.
Законопроектом предусмотрено, что временные администрации отчитываются только перед Минэнерго. Законные собственники, юридически (формально) остающиеся собственниками имущества, никакого доступа к информации и отчетам предприятия не имеют. Кроме того, законопроект не определен механизм отбора временного администратора, требований к нему и его компетенции в решении вопросов безопасности поставки электрической энергии (а это и касается непосредственной цели введения временного администратора).
К активам предприятия, в которое вводится ВА, относятся в том числе как электрическая и тепловая энергия, приобретенная/изготовленная в будущем, так и топливо и деньги. Учитывая, что ВА не имеет права совершать операции по отчуждению активов, не сможет быть выполнено ни одно соглашение, которое приведет к дестабилизации энергосистемы.