Информационная война за климат: кому это выгодно?

3 мин на прочтение01 Августа 2025, 15:59
Фото: Cosmosmagazine.com

Климатические изменения – одна из самых серьезных угроз современности.

Ливни, засухи и аномальная жара — это реалии, с которыми сталкивается мир. Учёные сходятся во мнении, что виноваты в этом люди, однако климатическая дезинформация и отрицание проблемы продолжают находить себе место. Новый отчёт раскрывает, кто и какими методами манипулирует общественным мнением, подрывая усилия в борьбе с глобальным потеплением. Об этом рассказывает издание Euronews.

От «жёсткого отрицания» к тонким манипуляциям

По данным Международной группы по информационной среде (IPIE), ландшафт климатической дезинформации изменился. Вместо откровенного отрицания самого факта изменения климата появились более изощрённые, но не менее эффективные стратегии.

Как отмечает Анна Севёрек, эксперт по коммуникациям в Climate&Strategy Foundation, теперь дезинформация сосредоточена на подрыве доверия к решениям, которые предлагает климатическая политика. Она представляется как угроза экономике и национальной идентичности. В качестве примера — позиция, мол, «Европейский Союз — это внешняя сила, которая навязывает невыгодные решения».

Кто распространяет дезинформацию?

Отчёт IPIE, основанный на анализе 300 исследований, выделяет несколько ключевых игроков, ответственных за распространение ложных нарративов:

Нефтяные компании. Они используют три характерных нарратива, чтобы скрыть тот факт, что изменение климата является проблемой: идеологическое отрицание её первопричин, «гринвошинг» (создание ложного имиджа экологичности) и сохранение статус-кво как необходимости.

Авторитарные политики. Они ставят под сомнение эффективность, стоимость и справедливость климатических решений. К таким относятся, например, Дональд Трамп (США), AfD (Германия), Vox (Испания) и «Национальное объединение» (Франция).

Государства и «фабрики троллей». Отчёт цитирует исследования, документирующие роль «российских ферм троллей» в распространении антинаучного контента. Россия и Белоруссия, по словам польских экспертов, ведут «когнитивную войну», чтобы ослабить поддержку энергетического перехода в Польше.

Аналитические центры и пиар-организации, работающие в интересах корпораций.

Медиа и боты. Около 25 % контента, усиливающего скептические настроения, генерируется ботами.

Эмоции вместо фактов: почему это работает?

Журналист Шимон Буяльский объясняет, что климатическая дезинформация эффективна по двум причинам. Во-первых, она больше не отрицает изменение климата, а ставит под сомнение эффективность борьбы с ним. Во-вторых, эти нарративы апеллируют не к разуму, а к эмоциям.

«В условиях постоянно растущей поляризации общества и эмоционального контента такие месседжи легко становятся вирусными», — отмечает он.

Особенно уязвимыми к подобным манипуляциям оказались регионы, экономика которых зависит от угля. Закрытие шахт, которые столетиями формировали идентичность и экономику, делает людей более восприимчивыми к месседжам, которые представляют климатические меры как угрозу. Жители этих регионов верят, что «Польша не может отказаться от угля», а политики «никогда серьёзно не займутся климатом».

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: