Всемирный день шопинга: культура потребления и идея «осознанной покупки»
Для некоторых людей шоппинг – это только способ поднять себе настроение.
Всемирный день шопинга родился в Китае, а уже оттуда распространился по миру. В 2009 году интернет-площадка "Alibaba Group" объявила 11 ноября днем невероятных акций и снизила цены на товары. Расчет азиатских торговцев базировался на нескольких факторах.
Во-первых, предприниматели учли традиции народа и преимущественно благосклонное отношение к нумерологии. Комбинация четырех единиц (11.11) символизирует день, когда лучше начинать что-то новое в сфере личных отношений.
Во-вторых, в этот день китайцы традиционно отмечают День холостяка. Соответственно содержание рекламных кампаний было направлено на то, чтобы одинокие мужчины сделали себе подарок и приобрели необходимые вещи с невероятными скидками до 50%.
Третьей целью было стремление что-то противопоставить уже всемирно известной американской Черной пятнице (Black Friday). Такой подход оказался очень успешным. Прибыль интернет-магазина измерялась миллионами.
Почему шоппинг это не всегда полезно?
На первый взгляд ничего плохого нет в том, что человек получает удовольствие от покупок. Однако, если шопинг становится для вас или ваших родных неконтролируемым влечением, когда человек не может остановиться, стремится решить свои проблемы с помощью чрезмерных покупок – это уже проблема.
Шопомания (или ониомания) – одержимость покупками, приводящая к чрезмерным и дорогостоящим покупкам, может сопровождаться злоупотреблением психоактивными веществами и расстройствами питания.
Признаки шопоголизма
Признаки того, что перед вами шопоголик:
- тратит на покупки гораздо больше, чем может себе позволить;
- все время думает о покупках;
- много времени уделяет покупке товаров;
- совершает необдуманные и ценные покупки;
- испытывает постоянную потребность покупать (независимо от потребностей, событий и т.п.);
- беспокоится, если не удалось купить желаемую вещь;
- лечит стресс, депрессию шоппингом;
- тайно от родных покупает товары, прячет чеки, приобретает в кредит;
- избегает разговоров или не рассказывает о подлинной цене той или иной покупки и т.д.
Согласно исследованиям, почти 8% взрослого населения страдают шопоманией, у некоторых такое расстройство начинает проявляться уже в подростковом возрасте и может приводить к ряду проблем со временем.
Потребительская культура и мир: как одеваться, чтобы не навредить природе
Импульсом для неконтролируемых и спонтанных покупок явился резкий рост в последнее время потребительской культуры, особенно это касается покупок в интернете. Ситуация усугубляется доступностью ссуд и кредитных карт. Благодаря легкодоступным кредитным картам теперь люди могут спонтанно тратить средства за пределами своих возможностей.
Люди в мире стали покупать на 400% больше одежды, чем в начале 2000 года.
Текстильная промышленность – второй загрязнитель планеты после нефтяной. Каждую секунду на планете сжигают грузовик одежды. Если вещи не сжигать – они осядут на свалках на десятки лет. Их производство, потребление и утилизация столь же быстрыми темпами, как и развитие моды, загрязняют окружающую среду. И украинцы здесь едва не самые первые в мире – бедные, но от кутюр.
Раньше было модно иметь много обуви и вещей, а сейчас беспокоиться об окружающей среде. Поэтому в тренде экотканины, разумное потребление — сознательная мода и ресайклинг-подход (ред. — recycling — вторичная переработка).
Кроме того, сейчас набирает обороты отказ от тканей и материалов, полученных жестокими путями - мех и кожа, перья. Уже многие бренды отказались от использования разных материалов животного происхождения. Остальные заходят еще дальше, используя, например, банановый шелк, мирный шелк, кожу из растительных материалов.
Большинство дизайнеров сейчас поддерживают идею "осознанного потребления": они уменьшают коллекции и делают их базовыми, чтобы одежду и аксессуары можно было носить много лет, а другие коллекции более персонифицированными, чтобы каждый человек, независимо от возраста, типа фигуры и цвета кожи смог найти себя удачную вещь. У дизайнеров переход на новый вид представления своего творчества: показы теперь все пытаются создать с минимальным углеродным следом.
Соответственно, в обществе идет понимание и востребованность минималистического, капсульного, энергосберегающего гардероба.
Для материала использовался разные источники, в том числе ТСН, РБК, DW.