- Главная
- Новости
- Здоровье
- Медреформа
- «Трудно давать сдержанную оценку»: адвокат о новых ограничениях для непривитых от COVID-19
«Трудно давать сдержанную оценку»: адвокат о новых ограничениях для непривитых от COVID-19
Он квалифицирует их как дискриминацию и правовой нигилизм.
Адвокат Дмитрий Бузанов разъяснил GreenPost , как выглядит инициатива относительно введения ограничений для невакцинированных граждан с точки зрения действующего законодательства, анонсированная Председателем Комитета ВРУ по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаилом Радуцким в социальных сетях.
С 5 августа 2021 года в Украине вступили в силу новые противоэпидемические ограничения относительно пересечения государственной границы Украины.
Правительство постановлением от 28 июля 2021 г. № 787 внесло изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 г. № 1236, которым устанавливался карантин и вводились ограничительные противоэпидемические мероприятия с целью предупреждения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS- CoV-2.
Среди таких новых правил — обязательства граждан Украины и иностранцев сдавать тест при въезде в Украину. Исключения из правил есть для граждан Украины, которые сделали хотя бы одну прививку от COVID-19, и иностранцев с «сертификатами». Для невакцинированных (вакцинами, одобренными ВОЗ) путешествующих из России и Индии (если находились в стране более 7 дней) обязательна самоизоляция.
Таким образом, мы видим, что для тех, кто сделал хотя бы одну прививку, есть определенные «привилегии», потому что не возникает необходимости делать тест, который стоит около 750 грн. Такие правила имеют признаки дискриминации по имущественному положению, поскольку не каждый может сделать тест за такую сумму, а бесплатного или более доступного по цене не предлагается.
Кроме того, это ограничение вводит дискриминацию по состоянию здоровья, поскольку не все по состоянию здоровья могут по желанию делать прививки от COVID-19, а о таких случаях в постановлении речь не идет. Учитывая это, такие ограничения являются явно дискриминационными и не соответствуют требованиям ст. 24 Конституции Украины, согласно которой граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом: не может быть привилегий или ограничений по признакам имущественного положения, места жительства или другим.
Также такие основания для отказа в пересечении государственной границы Украины для граждан Украины, как отсутствие теста или сертификата вакцинации, не установлены в соответствующем порядке пересечения гражданами Украины государственной границы Украины (они установлены ст. 3 Закона Украины «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины», согласно которому пересечение гражданами Украины государственной границы Украины осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины после предъявления одного из документов, указанных в статье 2 этого Закона).
Правила пересечения государственной границы Украины гражданами Украины устанавливаются Кабинетом Министров Украины в соответствии с настоящим Законом и другими законами Украины. Эти правила установлены постановлением КМУ от 27 января 1995 г. № 57 и никаких изменений относительно необходимости предоставления документов, указанных выше, не содержат.
Поэтому граждане Украины имеют все законные основания для беспрепятственного пересечения государственной границы Украины. В случае отказа в пересечении государственной границы в соответствии со ст. 14 Закона Украины «О пограничном контроле» такие решения должны быть оформлены в письменном виде и их можно обжаловать либо в порядке, установленном Законом Украины «Об обращениях граждан», либо обращаться в суд.
Ограничение права на свободу передвижения допускается только в случае введения чрезвычайного или военного положения. Такое положение пока не введено в Украине, а вследствие этого и сами противоэпидемические мероприятия нарушают права людей и являются неконституционными. Гражданин Украины не может быть лишен права в любое время вернуться в Украину, о чем четко указано в ст. 33 Конституции Украины.
Еще одним ограничением, а точнее запретом, связанным с «добровольной» прививкой от СОVID-19, является запрет «посещения учебных заведений соискателями образования и проведения в учебных заведениях массовых мероприятий (спектаклей, праздников, концертов) с участием соискателей образования в случае отсутствия у более 20 % персонала учебного заведения документа, подтверждающего получение полного курса вакцинации». Этот запрет будет действовать в случае введения «желтого» уровня эпидемической опасности, но уже вызвал возмущение у педагогов, так как от руководства они получают намеки на то, чтобы они все же сделали прививку.
Еще раз следует подчеркнуть: в Украине принудительной или обязательной вакцинации от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, Законами Украины и/или постановлениями Кабинета Министров Украины или приказами Министерства здравоохранения Украины не предусмотрено. Главный государственный санитарный врач также не выдавал постановления по этому вопросу.
Единственным актом, регулирующим вопросы вакцинации от острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, является приказ Минздрава Украины от 24 декабря 2020 г. № 3018 «Об утверждении Дорожной карты по внедрению вакцины от острой респираторной болезни COVID-19 , вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, и проведении массовой вакцинации в ответ на пандемию COVID-19 в Украине в 2021–2022 годах», которым установлено, что вакцинация от коронавирусной болезни COVID-19 в Украине будет добровольной для всех групп населения и профессиональных групп.
Можно еще отметить, что такой запрет также недопустим и нарушает право на получение образования, поскольку если руководство учебного заведения не сможет доказать, что соответствующий процент привитых сотрудников есть, то такому заведению будет запрещена работа, но каким образом это будет происходить, пока сложно спрогнозировать, поскольку это лежит в компетенции самого руководителя учебного заведения. Кроме того, в таком случае будет закрываться заведение не по вине какого-то отдельного сотрудника, поэтому заработная плата должна быть сохранена.
Поэтому, как мы видим, «анонсы» некоторых политиков воплощаются постепенно в акты, нарушающие права людей. Трудно давать сдержанную оценку также потому, что Радуцкий предлагает устанавливать ограничения определенных прав непривитых работников других отраслей, например, общественного транспорта или общественного питания. Получателям этих услуг, то есть людям, которые даже не заняты на предприятиях, также предлагают устанавливать ограничения на посещение кинотеатров, кафе, ресторанов, других учреждений или массовых мероприятий, при этом делать акцент на том, что вакцинация «добровольная». На мой взгляд, это уже вершина правового нигилизма, я уже не говорю о том, что совершенно при этом замалчиваются случаи осложнений, которые, возможно, были вызваны вакцинами от СOVID-19.
Сам документ, которым установлена процедура добровольной вакцинации, содержит информацию о том, что «несмотря на то, что на момент подготовки Дорожной карты НЕ ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ о безопасности, эффективности, условиях хранения и ЛОГИСТИКЕ ВАКЦИН была доступна в полном объеме, отдельные части Дорожной карты могут меняться с целью приведения их в соответствие новым знаниям и фактам». Также этот документ содержит сведения о состоянии прохождения клинических исследований вакцин, применяемых в Украине, и там указано, что ни одна из этих вакцин не прошла IV этап исследований.
При такой информации, которая имеет официальный характер, как можно доверять и добровольно прививаться? Этот риск в случае наступления последствий никакие деньги не смогут компенсировать, поскольку человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью (ст. 3 Конституции Украины).