В современном мире, где растет внимание к экологическим проблемам и природным ресурсам, земельные вопросы становятся особенно актуальными. Один из таких важных аспектов касается прибрежных зон и водных объектов, которые играют важную роль в сохранении природной среды.
Земельные конфликты, особенно имеющие экологическое измерение, подрывают доверие к власти и угрожают природным ресурсам. Подозрения относительно возможных схем извращения фактов и неправомерного изъятия земельных участков у реки Стугна у (не)законных владельцев становятся проблемой, которую нужно тщательно расследовать. Однако следует разобраться в ситуации, сохраняя при этом экологический баланс и обеспечивая соблюдение законов, касающихся земельных отношений и охраны природы.
Как отмечает статья 14 Конституции Украины, земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства. Большая ценность земли, как одного из основных ресурсов для человека, рождает много злоупотреблений в процессе распределения этого ресурса.
Так, до сих пор сохраняется общественный резонанс вокруг земельных участков, находящихся в административных границах Украинского городского совета Обуховского района Киевской области, и которые были отведены в собственность гражданам, площадью по 0,12 га, на основании распоряжения Обуховской районной государственной администрации от 07.04.2008 года № 506 «Об утверждении проекта по землеустройству об отводе земельных участков в собственность 56 гражданам для ведения индивидуального садоводства в административных пределах Украинского городского совета Обуховского района Киевской области».
По истечении более 10 лет с момента отвода участков согласно распоряжению № 506, в конце 2018 года органы прокуратуры начали подавать исковые заявления к текущим владельцам участков с требованием истребовать эти участки в государственную собственность - в Едином государственном реестре судебных решений имеются многочисленные судебные дела по таким спорам. Из анализа решений судов удалось установить, что требуемые земельные участки находятся в Обуховском районе Киевской области в кадастровом массиве с кадастровыми номерами от 3223151000:06:014:0001 до 3223151000:06:014:0056. Среди прочих, имеющится судебные решения о истребовании из частной собственности земельных участков с кадастровыми номерами, в частности, 3223151000:06:014:0064, 3223151000:06:014:0008, 3223151000:00:02:00 4:0026 , 3223151000:06:014:0029.
Обращаясь в суд с однотипными исками, работники прокуратуры отмечали, что соответствующие земельные участки налагаются на земли водного фонда, ссылаясь на информацию, предоставленную в письме Центральной геофизической обсерватории имени Бориса Срезневского от 07.11.2018 N 17-08/2223, согласно которому водный объект, расположенный рядом с востребованными земельными участками - это природный водный объект -залив реки Днепр, образовавшийся после заполнения Каневского водохранилища, как затопление низменных участков поймы Днепра и устьевой части реки Стугна.
При постановлении судебных решений по указанным искам, суды в большинстве соглашались с аргументами органов прокуратуры и удовлетворяли требование об истребовании земельных участков из частной собственности, придя к выводу о нарушении при принятии распоряжения Обуховской районной государственной администрации от 07.04.2008 № 50 треований статей 20, 59, 60, 84, 118, 149 Земельного кодекса Украины, статей 88, 89 Водного кодекса Украины.
В одном из судебных решений указано, что земельный участок с кадастровым номером 3223151000:06:014:0008 накладывается на земли водного фонда, а именно на 100-метровую прибрежную защитную полосу залива Каневского водохранилища на реке Днепр.
В прибрежных защитных полосах вдоль рек вокруг водоемов и на островах запрещается распашка земель (кроме подготовки почвы для залуживания и леса), а также садоводство и огородничество.
Несмотря на вынесенные выше судебные решения, некоторые из истребованных земельных участков, которые были изъяты у собственников-физических лиц, поскольку не могут находиться в частной собственности, так как являются землями водного фонда, по состоянию на данный момент свободно продаются в сети интернет, с присвоенными новыми кадастровыми номерами с указанием целевого назначения «для жилой застройки» и с указанием большого преимущества таких участков – что они «с выходом на воду р. Стугна».
В связи с этим возник закономерный вопрос о том, действительно ли земельные участки, выделенные в частную собственность в соответствии с распоряжением Обуховской районной государственной администрации № 506, накладываются на земли водного фонда, и соответствует ли действительности информация, предоставленная Центральной геофизической обсерваторией имени Бориса Срезневского.
Поэтому Редакция обратилась в Институт водных проблем и мелиорации Национальной академии аграрных наук Украины как специализированного учреждения и получила научно-экспертный вывод по вопросам размещения земельных участков в кадастровом массиве с кадастровыми номерами от 3223151000:06:014:0001 до 3223151000:06:014:0056 по отношению к заливу Каневского водохранилища на реке Днепр по состоянию на дату их отвода в 2008 году и по состоянию на сентябрь 2023 года, а также о том, находились ли указанные земельные участки по состоянию на дату их отвода в 2008году и на сентябрь 2023 года в пределах определенной положениями Водного кодекса Украины 100-метровой прибрежной защитной полосы залива Каневского водохранилища на реке Днепр.
В указанном заключении Институт по результатам проведенных исследований установил, что земельные участки в кадастровом массиве с кадастровыми номерами от 3223151000:06:013:0001 до 3223151000:06:013:0056 (часть указанных земельных участков сменили кадастровые номера за период исследований 2005-2019 годы) по состоянию на дату формирования этих участков (передачи их в частную собственность, 2008 год) и на сентябрь 2023 года, находятся за пределами Каневского водохранилища или его залива на расстоянии более 4,7 км до границы Каневского водохранилища. Экспертно доказано отсутствие влияния Каневского водохранилища на участок малой реки Стугна в районе расположения указанных земельных участков. Соответственно, при выделении этих земельных участков должна учитываться прибрежно-защитная полоса р.Стугна шириной в 25 м, а не Каневского водохранилища.
Кроме того, в заключении Института упоминается о письме Центральной геофизической обсерватории имени Бориса Срезневского от 09.01.2020 г. № 02-08/54, предоставленном адвокату Савельевой Елене Владимировне, следующего содержания: «Имеющиеся в ЦГО топографические карты не отражают современную гидрографическую ситуацию, поэтому предоставить более точные данные о длине р. Стугна, площадь водосбора и точные координаты расположения ее устья ЦГО не имеет возможности. По уточненным данным о гидрографических характеристиках, координатах расположения устья р. Стугна, которые изменились после заполнения Каневского водохранилища и перепланировки русла, вам следует обратиться к специалистам Института водных проблем и мелиорации НААН Украины».
Учитывая приведенный вывод Института водных проблем и мелиорации, к специалистам которого отсылает сама Центральная геофизическая обсерватория имени Бориса Срезневского, возникают обоснованные сомнения в том, действительно ли указанные земельные участки относятся к землям водного фонда, а именно 100-метровой прибрежной защитной полосе Каневского водохранилища на реке Днепр, как это утверждают представители прокуратуры, имело ли место применение определенной схемы для извращения фактов и изъятия правомерно полученных земельных участков у законных владельцев для последующей перепродажи и получения «наживы», что уже свидетельствует о признаках коррупции.
Сохранение природы и экологическая стабильность – это задача, лежащая на плечах всего общества В ситуации, когда существуют сомнения в статусе земельных участков прибрежной зоны Каневского водохранилища, важно установить правду и действовать в пользу природы и справедливости. Это требует совместных усилий, объективного обсуждения и тщательного исследования. Мы надеемся, что эта ситуация раскроется и приведет к решению, способствующему сохранению окружающей среды и повышению доверия к власти. Экология должна оставаться нашим приоритетом и только вместе мы сможем обеспечить ее будущее.