Топ-5 самых уязвимых профессий, которые могут исчезнуть в ближайшее время

5 мин на прочтение18 Ноября 2023, 21:53
Компания Gammon Construction Ltd использует работа-собаку, созданную компанией Boston Dynamics, принадлежащей Hyundai, для сканирования строительной площадки, чтобы руководители могли проверить ход работ на острове Сентоза, Сингапур, 22 апреля 2022 года.

Вместо этого будут появляться новые профессии и рабочие места.

Искусственный интеллект может лишить всех работы, заявил в недавнем интервью генеральный директор Tesla и владелец SpaceX Илон Маск. Трудно полностью согласиться со словами миллиардера. Однако уже сейчас видно, что автоматизация и развитие искусственного интеллекта вытесняют людей в некоторых областях. «Зеркало» собрало топ-5 профессий, рискующих исчезнуть или стать минимально востребованными уже в ближайшее десятилетие.

Автоматизация действий на предприятиях и в сфере услуг стала неотъемлемой частью нашей жизни. Если когда-то сам факт наличия автоматической линии сборки на заводе считался успехом, то сейчас вопрос состоит в том, чтобы делать их максимально эффективными, быстрыми, точными, а также чтобы за ними потребовался или минимальный контроль человека, или чтобы системы обходились без людей. Это позволяет экономить время, затраченное на производство, а следовательно, и снизить затраты.

В мире набирают обороты кассы самообслуживания. Это означает, что кассиров в таких торговых точках нужно меньше, ведь один человек может контролировать работу целого зала из 10-20 таких касс. К тому же, в разных городах мира открываются магазины, где нет ни одного кассира (разве что помощники для помощи в случае технических сбоев). Вот какие специалисты рискуют в скором времени проиграть конкуренцию технологиям и искусственному интеллекту.

Работники колл-центров и служб поддержки клиентов

Среди профессий, рискующих исчезнуть вскоре, часто называют операторов колл-центров и агентов службы поддержки. Уже сейчас часто живых людей на линии заменяют виртуальными консультантами и чат-ботами. Они могут помочь клиенту получить ответы на большинство первичных вопросов. Для более специализированных вопросов клиенты связывают со специалистами. При таком подходе специалистов колл-центров и служб поддержки нужно гораздо меньше.

Опрос 750 бизнес-лидеров из США показал, что 37% из них в этом году увольняли сотрудников, передавая выполнение их работы искусственному интеллекту.

«Нанимать людей на полный рабочий день для обслуживания клиентов стоит дорого, поэтому мы видим, как ИИ берет на себя управление чатом. Прежде всего, это искусственный интеллект, а когда у вас возникает более сложная проблема, он обращается к человеку», — прокомментировала Джулия Тутакр, специалист по резюме и карьерной стратегии в опытной компании ResumeBuilder, которая проводила этот опрос.

Причем именно поддержку клиентов американский бизнес называет среди наиболее перспективных для внедрения искусственного интеллекта. Очевидно, эта практика будет постепенно расширяться и на другие рынки.

Кассиры

Процесс понижения востребованности кассиров продолжается уже не первый год. Их место занимают автоматические кассы, внедрение которых стало возможным, прежде всего, благодаря бесконтактным платежам. Причем нередко на целый ряд касс остается один-два человека для разрешения непредвиденных ситуаций или сбоя. Чем совершеннее будут такие кассы и чем больше покупатели будут привыкать к ним и к электронным платежам, тем меньше будет востребованность и людей-ассистентов.

В то же время в магазинах будут оставаться другие работники, в том числе консультанты (вероятно, также в меньшем количестве, чем мы видим сейчас). Следовательно, работа для людей в торговых залах полностью не исчезнет.

Уборщики

Эта физически непростая, но часто низкооплачиваемая профессия нередко обеспечивает занятостью тех, кто по каким-либо причинам не мог найти себе другое место на рынке труда. Но и этот труд становится все более автоматизированным.

Технологии вряд ли скоро смогут полностью заменить людей по этому делу. Однако они уже сейчас значительно облегчают такой труд, на помощь приходят роботы-пылесосы, моющие машины. Представьте, как раньше было убирать вручную торговый зал магазина.

Так что переходным этапом, можно сказать, будет дальнейшее облегчение труда людей, профессионально занимающихся уборкой. А в перспективе есть возможность появления комплексных систем уборки, полностью заменяющих человека в этом процессе.

Турагент

Все более популярными у путешественников становятся разные каталоги и услуги по подбору и конструированию отдыха. Если раньше человек приходил в турагентство и с помощью специалиста заказывал себе путевку на отдых, то теперь часто люди обращаются к таким ресурсам.

В то же время, современные инструменты по подбору туров создают и развивают люди. Следовательно, снижение спроса на турагентов будет компенсироваться ростом количества специалистов, работающих над наполнением и обеспечивающих функционирование таких проектов.

Официант

В группе риска если не исчезновение, то в сокращении популярности находятся также официанты. Кафе и рестораны придумывают и внедряют новые форматы обслуживания клиентов.

В первую очередь, автоматизированную систему внедряют недорогие заведения типа ресторанов быстрого питания или модернизированных столовых. Причем нередко для этого используют всем знакомую систему конвейера, однако отдельные заведения уже опробовали и роботов-официантов.

Однако говорить о выдавливании людей с рынка труда и замене техническими решениями и искусственным интеллектом было бы некорректно. Вместе с их развитием будет происходить трансформация рынка труда. Следовательно, появятся новые профессии и рабочие места, подтверждает исследование Международной организации труда. Это значит, что мы не останемся без работы, но многим придется оперативно переучиваться, осваивать новые навыки, востребованные на рынке труда.

Между тем риск выкидыша и мертворождения возрастает, если во время беременности потеряла работу женщина или ее партнер - ученые.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: