Несмотря на громкий публичный резонанс и увольнение главы Службы восстановления и развития инфраструктуры в Ивано-Франковской области, тендер на проектирование новой дороги к курорту «Буковель» по состоянию на середину декабря остается активным, пишет Эспресо.Запад. Проект предусматривает строительство трассы длиной 28,6 км между селами Быстрица и Яблоница с ориентировочной стоимостью работ в 6,57 млрд грн. Эксперты отмечают, что в условиях полномасштабной войны такие расходы являются нецелевым использованием бюджетных средств, а само строительство наносит непоправимый ущерб уникальной природе Карпат.
По словам руководителя направления «Леса» WWF-Украина Михаила Богомаза, попытки проложить путь через массив Горганы продолжаются годами. Еще в 2023 году ГП «Леса Украины» реконструировало лесную дорогу, используя капитальные материалы — бетон М350 и арматуру, что фактически стало подготовкой к созданию полноценного шоссе. Эколог подчеркивает, что строительство ведется вплотную к природному заповеднику «Горганы», охранную (буферную) зону которого ранее искусственно изменили на региональном уровне, чтобы формально соблюсти законодательство, запрещающее вмешательство непосредственно в заповедное ядро.
Строительство такого масштаба в глухом районе Карпат угрожает уничтожением мест обитания краснокнижных видов. Горганы являются ключевым миграционным коридором для крупных хищников — медведей, волков и рысей. Появление капитальной дороги с интенсивным движением разорвет эти пути, что приведет к изоляции популяций. Кроме того, под колесами автотранспорта будут массово гибнуть редкие земноводные, в частности саламандры и тритоны, обитающие вдоль горных рек, где планируют проложить трассу.
Наибольшую тревогу экологов вызывает судьба девственных лесов и квазидевственных лесов, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории заповедника и соседних хребтах сосредоточено более 2000 гектаров нетронутых лесов, которые существуют без вмешательства человека сотни лет. Вторжение тяжелой техники, строительство мостов и расширение полотна дороги неизбежно приведет к деградации этих уникальных экосистем. Эксперты WWF призывают власти сосредоточиться на обновлении уже существующих дорог и прекратить инфраструктурную экспансию в заповедные территории, что является стратегической экологической ошибкой государственного масштаба.
Больше новостей читайте на GreenPost.