- Главная
- Новости
- Эко
- Отходы & загрязнения
- Работы на реке Припять угрожают миллионам украинцев: на поверхность могут подняться радионуклиды
Работы на реке Припять угрожают миллионам украинцев: на поверхность могут подняться радионуклиды
В зоне отчуждения на реке Припять летом начались работы по углублению дна в рамках международного проекта по восстановлению судоходного пути E-40.
В сентябре 2020 GreenPost писал о том, что ведущие европейские экологические организации направили открытое письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому. В своем обращении они выражают серьезное беспокойство началом строительства мегаканала Балтика-Черное море (проект Е40).
И вот, соответствующие материалы обопасности радиоактивного загрязнения, появились в Guardian. Речь идет о том, что ученые предупреждают об угрозе радиоактивного загрязнения из-за работы по восстановлению водного пути, соединяющего Балтийское море с Черным, пишет bbc.com со ссылкой на Guardian.
Через углубление дна реки в зоне отчуждения, на поверхность могут подняться радионуклиды, которые могут испачкать питьевую воду для восьми миллионов украинцев, предупреждают ученые и экологи.
В зоне отчуждения на реке Припять летом начались работы по углублению дна в рамках международного проекту по восстановлению судоходного пути E-40 длиной 2000 км, который пройдет через Польшу, Беларусь и Украину.
Такие работы провели уже по меньшей мере в семи разных местах реки, пять из которых расположены менее чем в 10 км от разрушенного реактора, сообщает коалиция "Спаси Полесье" (Save Polesia).
Это противоречит рекомендациям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) о том, что чернобыльская зона отчуждения должна оставаться нетронутой через радиоактивное загрязнение после аварии на ЧАЭС 1986 года.
Тендер на работы по углублению и очистке дна Припяти выиграла украинская компания "Соби", которая начала работы в июле этого года.
Украинская власть выделила на работы по углублению и очистке дна около 12 млн гривен. Перед началом проекта министерства, компании и ЕС заказали его технико-экономическое обоснование.
Однако несколько неправительственных организаций, в частности "Спаси Полесье", Всемирный фонд дикой природы (WWF) и BirdLife, предупреждают, что правительство нарушает закон, не проведя оценку влияния на окружающую среду, как того требует украинское законодательство.
По мнению природоохранных организаций, технико-экономическое обоснование E-40, проведенное в 2015 году Морским институтом в Гданьске, не оценило должным образом последствия радиоактивного загрязнения, которое может возникнуть из-за работы по углублению дна в зоне отчуждения. Guardian пишет, что Министерство инфраструктуры Украины, которое занимается проектом Е-40, не ответило на вопрос издания.
Французская неправительственная организация "Ассоциация контроля за радиоактивностью на западе" (Acrо), после исследования, проведенного по заказу Франкфуртского зоологического общества, предупредила: "Сооружение Е-40 будет радиологический влияние на рабочих строительства и населения, зависит от рек".
Организация напомнила, что МАГАТЭ рекомендовало оставить загрязненный осадок в Киевском водохранилище в покое, чтобы предотвратить поражение населения, проживающего ниже по течению.
"В этом контексте, сооружения Е-40 не является целесообразным", - подытожила Acro.
"То, что они хотят построить шлюз и пускать корабли очень близко к чернобыльскому реактору, - для меня это невероятно. Это наиболее загрязненная часть зоны отчуждения", - цитирует Guardian голову Acro, ядерного физика Давида Бойла.
Представитель компании "Соби" Дмитрий Надеев рассказал, что компания заказала исследование по радиации и взяла пробы ґрунту. Он добавил, что ученые ежедневно берут пробы воды ниже по течению от места проведения работ.
"Анализ показал, что работы можно проводить безопасно, но всех рабочих обеспечили средствами индивидуальной защиты и дозиметрами", - сказал он.
Е-40 протянется от Гданьска в Польше, через юг Беларуси в Херсон и станет самым длинным водным путем в Европе, в 25 раз длиннее Панамский канал. За его создание выступают правительственные структуры и коалиция организаций.
Небольшие суда уже могут двигаться по этому пути, но его углубят и расширят, чтобы там могли проходить суда до 80 метров длиной. Сейчас в Польше проводят второе технико-экономическое обоснование, чтобы определить наилучший маршрут, сообщает Guardian. Результаты ожидают через несколько месяцев. Строительство Е-40, вероятно, будет стоить более 13 млрд евро, большую часть из которых потратят в Польше.
Защитники окружающей среды также беспокоятся из-за потери биоразнообразия. Водный путь будет проходить через Полесье, которое называют Амазонией Европы благодаря невероятному разнообразию дикой природы, включая 1,5 миллиона перелетных птиц, а также зубров, волков, рысей и медведей.
Шестьдесят мест дикой природы международного значение для Е-40 подвергаются воздействию из-за строительства водной магистрали, отмечает издание.
Напомним, ученые считают, что дноуглубление Припяти сдвинет радионуклиды.