Прием без декларации и диагноз в вайбере: педиатр рассказывает о новых правилах своей работы

8 мин на прочтение24 Ноября 2020, 15:18

Медреформа дает новые возможности — нужно только правильно ими воспользоваться.

Многие родители жалуются, что из-за реформы потеряли привычные опции, например, возможность вызвать врача на дом, когда ребенок заболел. И попасть на прием стало сложно, с тех пор живую очередь заменила электронная запись. Однако в действительности все это с лихвой компенсируется новыми возможностями, которые и не снились врачам предыдущих поколений. Какими именно? Об этом GreenPost и рассказала врач-педиатр Наталья Шаповал.

— Помните, как было до реформы?

— Конечно. Я работаю с 2006 года.

Вам стало легче вследствие реформы?

— Мне стало приятнее. Я вспоминаю ситуацию, когда в восемь часов вечера я с трудом дошла на последний вызов, а меня встретила возмущена мама — руки в боки: «Где целый день можно лазить?». Мне тогда было 23–24, когда еще очень хочется всем помочь, еще живет все то, чему ты пришел. Но после таких встреч ты задумываешься, туда ты пришел...

Кстати, за последний год у нас увеличилось количество молодых работников.

Педиатры больше не «бьют ноги» на вызовах?

— В настоящий момент нет обязательных вызовов. Каждый врач работает по-своему: мои пациенты имеют мой номер, но некоторые врачи не дают номер мобильного, общаются через регистратуру, там остается сообщение о необходимости связи с врачом, врач связывается, они обсуждают ситуацию, договариваются, когда пациент придет или ему даются советы по телефону.

Решение о том, идти на вызов или нет, обычно принимает врач. Если ситуация требует моего обзора дома (например, ребенок с инвалидностью), я иду на вызов. Но это исключение. Заключая декларацию, пациент должен рассчитывать на то, что если ему плохо или ребенок болеет, он сам должен прийти к врачу.

Конечно, когда ребенок выписывается из роддома, я иду на патронаж. И еще прихожу на 14-й день. Это обязательные посещения. Ранее ребенка передавали в обязательном порядке: были участок и врач, к которому он был закреплен. А теперь родители должны самостоятельно договориться с врачом. Однако у подавляющего большинства врачей уже набраны декларации. Тогда рекомендуют искать самостоятельно или говорят, у кого из врачей есть свободные места. Но это очень затрудняет жизнь. Поэтому еще во время беременности стоит позаботиться о враче для своего ребенка. Тем более реформа позволила выбирать врача, например, с мировоззрением, подобным вашему.

Медсестра, за которой закреплен этот адрес, звонит или приходит через день после меня, если это нужно родителям. Если это второй ребенок, то почти 100 %, что этот визит не нужен. Ранее он имел целью организационные моменты: заводилась карточка и т. п. Сейчас это все происходит или во время первого визита, или родители все данные сбрасываются в вайбер — выписку и тому подобное. Они заинтересованы в сотрудничестве с врачом.

Что делают педиатры, идя на вызов в семью, где кто-то болен COVID-19?

— Они вообще не должны идти туда на вызов или идти полностью экипированными, но первичка не имеет полной защиты. Если я знаю, что в семье есть больной COVID-19, то мы общаемся через вайбер, скайп и тому подобное.

Есть педиатры, которые после реформы переквалифицировались в семейных врачей?

— Педиатра нет смысла переквалифицировать в семейного врача (хотя, думаю, это будут лучшие семейные врачи) — они в подавляющем большинстве по названию остаются педиатрами, но по факту к тебе обращается вся семья. Да, родители не могут записываться ко мне на прием, но они обращаются с вопросами во время визита или по телефону.

Сколько деклараций Вы можете подписать?

— Максимально я подписать 900 деклараций. Могу и больше, но там меняется коэффициент начисления, и мне это неинтересно. Более 900 меня никто не может заставить заключить.

Люди, которые не подписали декларацию, теперь просто не могут попасть к вам на прием?

— Если у меня есть место или, например, освободится место в следующем месяце, когда подростку исполнится 18, пожалуйста, я могу вас взять. Исключения составляют — я так для себя решила — второй и каждый последующий ребенок в семье. Даже если у меня будет больше 900, нет смысла отправлять к другому врачу второго ребенка из семьи.

Если же декларации нет в принципе — ни со мной, ни с любым другим врачом — они не могут записаться через систему helsi.me. Поэтому они могут самостоятельно предзаполнить декларацию и прийти на прием. Если они не имеют декларации, этот визит мне не оплачивается.

Бывает такое, что на прием привели больного ребенка и говорят (так как у нас родители не очень ориентируются в реформе): «У нас врач в другом конце города, поэтому мы к вам пришли» — я не откажу. Если пришли за справкой в ​​садик — здесь извините. Нет, тут дело не в клятве Гиппократа. Просто все должны быть несколько более организованными. И если мое время будет распределено между другими пациентами, я не смогу его уделить тем, кому обязана (и за кого получаю зарплату).

Как теперь начисляются зарплаты у педиатров?

— Раньше врач имел ставку и определенные доплаты — за выслугу, за определенную категорию и тому подобное. Сейчас ставка и доплаты начисляются в зависимости от количества прикрепленных пациентов. Но процент, который получает врач, зависит от коллективного договора.

Зарплаты у педиатров выросли, как произошло с врачами первого звена?

— Да. Насколько я знаю, от 30 до 50 % — зависит от руководства, условий коллективного договора.

Означает ли это, что вы начали получать больше за меньший объем работы?

— Нет. Нагрузка не изменилась — она перераспределилась: приемы удлинились (ранее они длились три часа, теперь 5–6, в некоторых заведениях — восемь, хотя мне кажется, что это нарушение трудового законодательства), но уменьшилось количество часов, которые ранее были предназначены для вызовов. Несколько возросла работа организационно-бумажная (хотя она уже не бумажная, а с компьютером), но не тратится время на дорогу между вызовами. Ранее могло быть и 20 вызовов в день.

Сколько детей вы обслуживаете за день?

— Если говорить о том, что в течение дня я на телефонной связи со своими пациентами — а реформа позволяет мне использовать средства связи для того, чтобы общаться с пациентами — и веду определенный учет этого, то их может быть и 50. Ранее было меньше, потому что не все звонки учитывались. Ранее мама встала, не пошла на работу, вызвала врача — и ты не имеешь права не прийти, потому что был оформлен вызов. А сейчас мама встала, посмотрела, позвонила врачу, он дал советы — и уже никуда не идет.

А сколько из них осматриваете?

— До 50 % — это те, кто пришел на прием (или я к ним пришла).

 

Есть часы, в которые вы выключаете телефон?

— Я не могу его выключить. Прихожу домой, а там муж меня ждет: друзья сбрасывают анализы и тому подобное... Но большинство моих пациентов — хорошие, воспитанные люди и пытаются меня беречь.

Однако так было и до реформы. Моя мама была врачом-педиатром еще в советские времена, и я помню, как часто у нас звонил телефон дома. И ночью тоже.

Обязательно ли врачу осматривать ребенка, чтобы диагноз был точным?

— Это зависит от конкретной ситуации. Своих пациентов я знаю — и знаю, как реагирует мама: подвержена панике, склонна переоценивать или может спокойно, по-военному, дать объективный ответ на мои вопросы. И я тоже учусь ставить вопрос более конкретно. На вопрос «Как себя чувствует сегодня ваш ребенок?» я не получу информации — надо спрашивать «Какая частота сердечных сокращений? Какая частота дыхания?» и так далее. Если врач этим занимается, если родители этому учатся вместе с врачом, то все получается хорошо.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: