Подчиненное Минэкологии ГАЗО очень медленно строит Хранилище для промежуточного хранения высокоактивных отходов

2 мин на прочтение12 Августа 2021, 09:45

До 2021 года "Энергоатом" отправлял в Россию на переработку и временное хранение отработанное ядерное топливо из трех атомных станций — Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской

Строительство Хранилища для промежуточного хранения высокоактивных отходов (ВАО), которые возвращаются из РФ после переработки отработанного ядерного топлива украинских АЭС, — это зона ответственности подчиненного Министерству экологии Государственного агентства по управлению зоной отчуждения (ГАЗО). И работы по его возведению продвигаются очень медленно. Об этом в интервью агентству ExPro заявил в. и. о. президента ГП «НАЭК «Энергоатом» Петр Котин.

Чиновник напомнил, что с 2023 г. Украина должна принимать на хранение остеклованные продукты переработки отработанного ядерного топлива со своих АЭС, которые вернутся из Российской Федерации. До этого времени "Энергоатом" отправлял в Россию на переработку и временное хранение отработанное ядерное топливо из трех атомных станций — Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской.

По словам Котина, с российской стороной была достигнута договоренность, что впоследствии продукты переработки должны вернуться на территорию Украины. Остеклованные ВАО будут прибывать в Украину железнодорожным транспортом, отдельными партиями, в течение примерно 10 лет.

«Ситуация парадоксальная: необходимо это "Энергоатому", платит за это НАЭК через фонд обращения с радиоактивными отходами, в который мы ежегодно добросовестно перечисляем средства, а строит Минэкологии. Три или четыре тендера уже провалены», — объяснил Петр Котин.

Он высказал предположение, что "Энергоатому" и тут придется брать ситуацию в свои руки, самостоятельно достраивая Хранилище остеклованных ВАО.

Недавно похожая ситуация сложилась с достройкой 43-километровой железнодорожной колеи «Вильча – Янов», без полноценного функционирования которой первый пусковой комплекс Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) не мог принимать ОЯТ на хранение.  

«Мы вместе достроили Хранилище, но нам нужна была колея, чтобы доставлять отработанное топливо, — рассказал руководитель "Энергоатома". — Однако восстановление колеи постоянно откладывалось. Мы в феврале вышли с инициативой передать нам на баланс этот отрезок железной дороги, и за полтора месяца вместе с «Укрзализныцей» мы ее построили».

Напомним, Правительство утвердило Государственную экономическую программу обращения с отработанным ядерным топливом до 2025 года. Ключевым пунктом программы является строительство и эксплуатация в зоне отчуждения Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива из Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой АЭС.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: