Вверх
Дать отзыв

Несмотря на блекауты: в Украине все больше электромобилей — вот в чем секрет рекордных продаж

«Почти вдвое больше, чем в Польше».

8 мин на прочтение06 Сентября 2024, 19:03
Андрей Хлапонин со своим электромобилем. Фото: DW Андрей Хлапонин со своим электромобилем. Фото: DW
Поделиться:

За последние десять лет продажи электромобилей на украинском рынке неуклонно растет. При этом, если раньше рост был постепенным, то в 2023 году произошел резкий скачок. Динамика сохраняется и в 2024, даже несмотря на отключение электроэнергии. С чем связан такой спрос и как украинцы пользуются электрокарами в условиях блекаутов – рассказывает Deutsche Welle.

Рекордные продажи электромобилей

По данным Института исследования авторынка, только в августе украинцы приобрели почти 9,4 тыс. новых и подержанных машин с электроприводом. Это стало абсолютным месячным рекордом с 2014 года, за все время продажи электроавтомобилей в Украине. Если считать с начала года, то за восемь месяцев было приобретено более 54,8 тыс. электрокаров, что уже больше, чем за весь 2023 год.

Динамика продаж неуклонно росла также в прошлые годы, и этому не помешало даже полномасштабное вторжение. Так, в 2021 году было продано 15 900 авто, в 2022-м - 23 тысячи, в 2023-м - 54,2 тысячи.

Украинцы предпочитают подержанные автомобили, доля которых ежегодно занимает более 80%. В частности, это электромобили из США, преимущественно марки Tesla. Среди новых электроавто большинство предпочитает китайские.

«Правда, импорт электромобилей из Китая несколько замедлился. Я предполагаю, что рынок насытился ими. Следует учитывать, что электромобиль из Китая – это новый электромобиль стоимостью минимум 23-25 ​​тыс. Подержанную Tesla уже можно купить за 12-13 тыс. долларов», — отмечает председатель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий .

Большинство новых автомобилей покупают в Киеве и Киевской области – около 30%. А в общей статистике лидирует Львовская область. Бучацкий связывает это с тем, что машины прибывают из-за границы, а во Львове проходит таможенное оформление.

«Потом, скорее всего, значительная их доля уезжает в другие регионы», — отмечает эксперт.

Количество электрокаров в Украине уже достигло почти 120 тысяч, из которых большинство — легковые, подсчитали в Институте исследований авторынка.

«Это почти вдвое больше, чем в Польше. Таким образом, Украина достаточно электромобилизованной страной», — говорит Бучацкий. В то же время он отмечает, что относительно общего количества авто в нашей стране это до сих пор не много: в Украине более 12 млн авто, поэтому доля электромобилей достаточно мала — почти 1%.

Стоимость проезда и обслуживания электромобилей

Житель Киевской области Андрей Хлапонин – один из тех, кто пополнил ряды электроавтомобилистов.

«Я живу в 35 км от Киева. Когда была проблема с бензином в 2022 году, решил купить электрокар Hyundai Ioniq 5. Тогда не было совсем горючего, а на работу нужно ездить», – рассказывает он. С тех пор Андрей почти не использует свой второй автомобиль с двигателем внутреннего сгорания — на нем мужчина ездит только на дальние расстояния, например, во Львов или Одессу.

Главным преимуществом автомобиля с электродвигателем Андрей называет стоимость проезда.

«Зарядить авто дома можно по 4,32 грн за киловатт по обычному тарифу или за 2,68 грн по ночному. Я всегда заряжаю где-то на 50 кВт или 80% от емкости батареи, это на 430 км. По ночному тарифу выйдет 134 грн», — подсчитал он.

Мужчина утверждает, что отключение света не помешало пользоваться электромобилем.

«Свет же дают на какой-то промежуток времени, и у машины уже будет определенный заряд. Если солнечная погода, то я дома заряжаю от солнечных панелей. Так будет дольше, но все равно ехать можно», – уверяет он.

Отключения света не пугают также и жителя Киевской области Дмитрия, недавно купившего китайский электрокар Zeekr 001.

«Живу в частном доме, поэтому имею уже генератор, инвертор, батареи. Сейчас планирую задать себе солнечные панели. Но все равно, хоть и с перерывами, свет включают. Мне нужно где-то четыре часа, чтобы зарядить 20%, то есть на 100 км – этого мне хватает на день езды», – рассказывает он.

Кроме того, машина Дмитрия имеет функцию, позволяющую использовать ее как источник питания.

«Благодаря этой функции можно отдавать до 7 кВт. Для потребления дома достаточно 5 кВт. В авто стоит 100-киловаттная батарея, поэтому ее хватит надолго», – говорит он.

Хотя главной мотивацией купить электромобиль для Дмитрия была стоимость проезда и эксплуатационного обслуживания.

«Мне не нужно менять фильтр, смазку, коробку передач, как в машине с ДВС. У электроавто меньше механизмов, которые нужно обслуживать. Также я меньше плачу за проезд: чтобы зарядить авто дома на 100 км, я заплачу 80 грн, в то время как на ГИС за это расстояние нужно заплатить 600 и больше», — приводит он свои подсчеты.

Также, по словам Дмитрия, большое преимущество покупки электроавтомобиля – отсутствие в Украине НДС и ряда других налогов.

Продажа электромобилей в Украине.
Электрокар Zeekr 001 жителя Киевской области Дмитрия. Фото: privat

Стимулы покупки электромобилей

Именно низкие налоги эксперты называют одним из основных факторов спроса на электротранспорт среди украинцев. В Украине действует нулевая пошлина и НДС на растаможку электромобиля.

«То есть все, что вы заплатите за растаможку электроавтомобиля в Украине — это ставка акцизного налога в размере один евро за один киловатт емкости электрической батареи. На практике это 70-100 евро», – объясняет Станислав Бучацкий.

Кроме того, по его словам, покупать электрокары украинцев стимулирует относительную дешевизну обновления после ДТП, а также отсутствие в Украине обязательного технического осмотра для легковых автомобилей.

«Не нужно проходить испытание. Достаточно сертификата соответствия, для которого, однако, не проверяется качество восстановления автомобиля или безопасность последующей эксплуатации батареи после ДТП. Он просто подтверждает, что автомобиль соответствует нормам и стандартам, которые действуют в Украине», — объясняет глава Института исследований авторынка.

Другим фактором эксперт называет отсутствие в Украине норм по утилизации электрокаров, что, однако, чревато серьезными рисками для окружающей среды.

«По статистике ввозятся машины со средним возрастом около 8-10 лет. Эти автомобили еще некоторое время, 3-5 лет, могут передвигаться по дорогам, дальше батарея потеряет свою способность и запас хода станет таким, что авто будет непригодным к эксплуатации. Сейчас экономического смысла покупать новую батарею нет. А куда денутся эти батареи? Нет никакого контроля над утилизируемыми автомобилями», — говорит Бучацкий.

Стоимость электромобилей и доступ к зарядкам

Еще больше стимулировать спрос на электрические автомобили среди украинцев может их дальнейшее удешевление, уверен эксперт.

«На украинском авторынке стоимость сделок в 80% случаев меньше 8000 долларов. В этот бюджет очень тяжело вместить любой электромобиль. Есть практически несколько моделей, которые можно приобрести за эти средства. То есть электромобили не попадают в масс-маркет с точки зрения покупательной способности», — говорит он.

Кроме того, по словам главы Института исследований авторынка, рост интереса к электромобилям сдерживает доступность подзарядки.

«Большинство покупателей электромобилей – люди, которые рассчитывают на зарядку электромобиля дома ночью, а это могут делать преимущественно жильцы частных домов. Заряжать на публичных станциях не столь выгодно экономически», — отмечает Бучацкий.

Плюс к этому, по его словам, публичные зарядки очень часто размещены в неудобных для маршрутов местах и, чтобы зарядиться, нужно съезжать с маршрута.

«При этом разные автомобили имеют разные типы коннекторов на зарядные порты. Поэтому нужно учесть, будет ли правильный коннектор на этой зарядной точке. Если нужного коннектора нет, нужно иметь переходник, который не всегда будет заряжать с достаточной скоростью. И даже если эту зарядку нашли, не факт, что там сейчас свободное место», — отмечает он.

Владельцы электромобилей Дмитрий и Андрей также опасаются очередей на зарядных станциях, и потому не ездили еще на дальние расстояния. Хотя в Украине уже есть программы, с помощью которых, как утверждают их разработчики, можно не только увидеть, свободна ли зарядная станция, но и, например, зарезервировать ее на время.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Больше из раздела Энерго
ФОТО: иллюстративное
Минсреды и ОЭСР углубят сотрудничество в сфере защиты окружающей среды
1 мин на прочтение12 часов назад
Изображение сгенерировано ИИ
Уничтожение энергосистемы Украины может привести к авариям хуже Чернобыля и Фукусимы — Гринпис
1 мин на прочтениедень назад
Фото: Государственная инспекция энергетического надзора Украины
Стабильность энергосистемы Украины, несмотря на похолодание
1 мин на прочтениеВчера
Обесточивание линии питания оккупированной Запорожской АЭС
Минэнергетики заявило об обесточивании линии питания Запорожской АЭС
1 мин на прочтение01 Октября 2024
Знай свои права - права потребителя при обслуживании на АЗС
2 мин на прочтение30 Сентября 2024
Задержанному за получение взятки топ-менеджеру "Энергоатома" установили залог
1 мин на прочтение29 Сентября 2024
Расширение возможностей: в Украине добавляют новые профессии в программу учебных ваучеров
2 мин на прочтение28 Сентября 2024
Как украинские больницы готовятся к отопительному сезону?
1 мин на прочтение28 Сентября 2024
Больше из GreenPost
Гуманитарный работник вывозит мусор из зоны изоляции во время предварительной вспышки вируса Марбурга в Анголе. Фото: Майк Хатчингс/Reuters
Руанда сообщает о резком росте случаев заболевания болезнью, вызванной вирусом Марбурга — вот что советует ВОЗ
3 мин на прочтение04 Октября 2024
Фото: Картина Альянс
Жители Южной Америки увидели в небе 'глаз Саурона' - вот как это выглядело
1 мин на прочтение04 Октября 2024
Фото: «Сад огород ЭНЦИКЛОПЕДИЯ от А до Я»
Канадская ель станет жемчужиной любого участка (ФОТО)
1 мин на прочтение04 Октября 2024
Тренды экологической моды 2024 года. Фото: VitalikRadko/Depositphotos
Топ-7 трендов экологической моды в 2024 году: стиль на защите планеты
1 мин на прочтение2 часа назад
Подозрение в контрабанде леса: работникам Полесского лесного офиса и экспертам ТПП сообщено о подозрении
1 мин на прочтение3 часа назад
Минприроды запускает тренинги по мониторингу выбросов парниковых газов для бизнеса
1 мин на прочтение4 часа назад
Нет аналогов в мире: ученые СумГУ разработали уникальное устройство модифицирования полимеров наноматериалами (ФОТО)
2 мин на прочтение5 часов назад
Празднование Рош ха-Шана: паломники-хасиды отмечают 5785-й Новый год в Умани
1 мин на прочтение6 часов назад