Минприроды обнародовали разъяснения по некоторым вопросам получения лицензий и разрешений в сфере управления опасными отходами

7 мин на прочтение06 Ноября 2024, 16:45
Роз’яснення щодо деяких питань отримання ліцензій та дозволів у сфері управління небезпечними відходами

В соответствии с Законом субъекты хозяйствования в сфере управления отходами обязаны иметь разрешение

С целью обеспечения надлежащей подготовки документов (материалов), предоставляемых субъектами хозяйствования для получения лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами и разрешений на осуществление операций по обработке отходов, уменьшение количества отказов в их выдаче Министерство предоставляет разъяснения.

Со вступлением в силу Закона Украины "Об управлении отходами" (далее - Закон) возникла необходимость приведения правовых отношений в соответствие с новыми требованиями законодательства.

В соответствии с Законом субъекты хозяйствования в сфере управления отходами обязаны иметь разрешение на осуществление операций по обработке отходов и, в случае осуществления операций по обработке опасных отходов, лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами.

Законом определено, что объекты обработки отходов проектируются, сооружаются и эксплуатируются в соответствии с требованиями настоящего Закона, законодательства в сфере градостроительства и в случаях, предусмотренных Законом Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду", подлежат оценке воздействия на окружающую среду (далее - ОВД).

Согласно части третьей статьи 17 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" выводы государственной экологической экспертизы, полученные до введения в действие этого Закона, сохраняют силу и имеют статус заключения по оценке воздействия на окружающую среду.

Также частью девятой статьи 9 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" предусмотрено, если до получения решения о проведении планируемой деятельности внесены изменения в проектную документацию или изменения в законодательство, которые требуют изменения экологических условий, определенных в заключении по оценке воздействия на окружающую среду, оценка воздействия на окружающую среду осуществляется повторно.

Кроме того, частью десятой статьи 9 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" предусмотрено, что заключение по оценке воздействия на окружающую среду и другие результаты оценки воздействия на окружающую среду в течение пяти лет со дня принятия решения о проведении планируемой деятельности могут быть использованы для получения других документов разрешительного характера, предусмотренных законодательством, при условии что они не предусматривают установления (утверждения) изменений в деятельности, утвержденной (одобренной) решением о проведении планируемой деятельности или продления сроков ее проведения.

Норма части третьей статьи 17 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" является справедливой для тех выводов государственной экологической экспертизы, которые были получены в соответствии с Законом "Об экологической экспертизе" и корреспондируются с требованиями Закона Украины "Об управлении отходами".

Это же касается и соответствия положениям Закона выводов по ОВД, полученных до вступления его в силу.

Указанное следует из того, что объект государственной экологической экспертизы (до введения в действие Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду") и объект оценки воздействия на окружающую среду, до принятия Закона Украины "Об управлении отходами" были идентичными.

Так, согласно пункту 11 Перечня видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.08.2013 № 808 (утратил силу), объектом обязательной государственной экологической экспертизы были определены операции в сфере обращения с опасными отходами (хранение, обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение).

Это соответствовало объекту оценки воздействия на окружающую среду, определенному пунктом 8 части второй статьи третьей Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" (в редакции от 23.05.2017) - операции в сфере обращения с опасными отходами (хранение, обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение).

Итак, выводы государственной экологической экспертизы и выводы по ОВД, полученные до вступления в силу Закона, предусматривали допустимость деятельности по осуществлению операций обращения с отходами.

Необходимо принять во внимание, что Законом установлена новая терминология, в частности относительно операций управления отходами, приняты нормативно-правовые акты, которыми установлены обновленные требования к технологическим процессам обработки отходов, объектов, на которых они осуществляются, а также классификации отходов.

Очевидно, что процедура проведения государственной экологической экспертизы и ОВОС, которые осуществлялись до вступления в силу соответствующих актов законодательства, не учитывала установленных ими требований.

Поэтому документы (материалы), предоставляемые субъектами хозяйствования для получения лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами и разрешений на осуществление операций по обработке отходов, как правило, не содержат достаточной информации для принятия обоснованных решений по их выдаче.

В частности, несопоставимы терминологический аппарат операций по обращению с отходами и управления отходами, а также перечень отходов Государственного классификатора отходов, утвержденным и введенным в действие приказом Госстандарта Украины от 29.02.1996 № 89, и Национального перечня отходов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.10.2023 № 1102.

Кроме того, Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2023 № 1278, установлены обновленные технологические требования к осуществлению хозяйственной деятельности, в частности в части обеспечения соблюдения технологических параметров процесса и отдельных его стадий путем автоматизированного контроля технологического процесса с помощью систем сигнализации и блокировки, которые срабатывают в случае превышения предельных параметров технологического процесса и предотвращают Соответствие технологическим требованиям также должно быть отражено в заключениях государственной экологической экспертизы и ОВД.

Одновременно стоит обратить внимание, что планируемой деятельностью в понимании подпункта 3 части первой статьи 1 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду" может быть и хозяйственная деятельность, которая уже реализуется, в случае если она претерпит изменения, определенные постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении критериев определения планируемой деятельности, которая не подлежит оценке воздействия на окружающую среду, и критериев определения расширений и изменений деятельности и объектов, не подлежащих оценке воздействия на окружающую среду" от 13.12.2017 № 1010.

Согласно этим критериям определяются расширения и изменения деятельности и объектов, которые не подлежат оценке воздействия на окружающую среду. В случае же если изменения в хозяйственной деятельности наоборот приводят к увеличению образующихся и образованию новых видов опасных отходов, увеличению и/или появлению новых источников выбросов в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, шумового, вибрационного, светового, теплового и радиационного загрязнения, а также излучения, то такая деятельность подлежит процедуре ОВД.

Таким образом, исходя из практики обработки предоставленных субъектами хозяйствования документов (материалов) для получения лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами и разрешений на осуществление операций по обработке отходов, информируем, что заключения государственной экологической экспертизы и ОВОС, как правило, содержат достаточную информацию для принятия обоснованного решения о выдаче указанных документов в таких случаях:

- деятельность, оцененная заключением государственной экологической экспертизы, ОВД, не отмечала расширений и изменений, предусмотренных пунктом 22 части второй и пунктом 14 части третьей статьи 3 Закона Украины "Об оценке воздействия на окружающую среду";

- заключение по ОВД используется с целью получения разрешения на осуществление операций по обработке отходов в течение пяти лет со дня принятия решения о проведении планируемой деятельности и при условии что указанное разрешение не предусматривает установление (утверждение) изменений в деятельности, утвержденной (одобренной) решением о проведении планируемой деятельности или продление сроков ее осуществления;

- решение о проведении планируемой деятельности получено до внесения изменений в проектную документацию или изменения в законодательство, которые требуют изменения экологических условий, определенных в заключении по оценке воздействия на окружающую среду;

- заключение государственной экологической экспертизы и ОВД содержит необходимую информацию о соответствии операций управления отходами обновленному законодательству, классификации отходов - Национальному перечню отходов, минимальных технологических требований к материально-технической базе соискателя лицензии (лицензиата) - Лицензионным условиям.

Также обращаем внимание, что перечень отходов и средств осуществления хозяйственной деятельности (материально-техническая база), которые указаны в документах (материалах), предоставляемых субъектами хозяйствования для получения лицензий на осуществление хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами и разрешений на осуществление операций по обработке отходов, не должен быть шире оцененных в рамках проведения государственной экологической экспертизы и ОВОС.

Больше новостей читайте на GreenPost.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: