Международный день логопеда: почему у детей возникает нарушение произношения – объясняет специалист

4 мин на прочтение14 Ноября 2021, 11:21
Фото: Живи Активно

Есть социальные и биологические причины нарушения речевой активности.

Сегодня, 14 ноября , отмечает Международный День логопеда . Логопедия – это наука о нарушении речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия исторически складывалась как интегративная отрасль знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии, рассказала Наталья Карвацкая, доцент кафедры нервных болезней, психиатрии и медицинской психологии им. С.М. Совенко

"В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи" , – сказала она.

Ошибочно считать, что учитель-логопед работает над исправлением только неправильного произношения звуков. Коррекция произношения звуков – это только верхушка айсберга.

"Логопед работает со всеми нарушениями речи: общим недоразвитием речи; ее отсутствием, нарушениями голоса, темпа и тембра речи, речевыми отклонениями вследствие патологии центральной нервной системы", - отметила специалист.

По данным статистики, к сожалению, число речевых расстройств растет из года в год , в связи с этим актуальность проблем коррекции речевых нарушений у детей уже носит глобальный характер.

Среди причин, вызывающих нарушение речи:

Нарушения языка рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.

При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушение голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, логофобия, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.

"Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. и головокружение",- подчеркнула специалист.

У многих из них обнаруживаются различные двигательные нарушения : нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т.е. несформированность общего и орального праксиса).

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (то есть, быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, дергают что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость.

Эти дети довольно быстро устают, причем это утомление скапливается в течение дня до вечера, а также до конца недели. Усталость сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости или, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.

Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательную обеспокоенность, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор на уроке. На перерыве дети чрезмерно возбудимы, не реагируют на замечания, а после смены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Процесс корректировки речи у ребенка – длительный путь, требующий огромного терпения его родителей и близких, дисциплины со стороны самого ребенка. Однако только этот трудный путь может привести к положительным результатам и успешному обучению в школе.

"Помните – за результатом всегда стоят конкретные люди – учителя-логопеды", – добавила эксперт.

В системе здравоохранения логопедическая помощь лицам с речевыми нарушениями осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Оно подразумевает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) в соответствии с потребностями ребенка или взрослого с речевой патологией.

Напомним, что у Харькова и водитель «Тойоты» сбил детей на переходе, его задержали.

Актуально

Читайте GreenPost в Facebook. Подписывайтесь на нас в Telegram.

Поделиться: