Международный день логопеда: почему у детей возникает нарушение произношения – объясняет специалист
Есть социальные и биологические причины нарушения речевой активности.
Сегодня, 14 ноября , отмечает Международный День логопеда . Логопедия – это наука о нарушении речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия исторически складывалась как интегративная отрасль знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии, рассказала Наталья Карвацкая, доцент кафедры нервных болезней, психиатрии и медицинской психологии им. С.М. Совенко
"В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи" , – сказала она.
Ошибочно считать, что учитель-логопед работает над исправлением только неправильного произношения звуков. Коррекция произношения звуков – это только верхушка айсберга.
"Логопед работает со всеми нарушениями речи: общим недоразвитием речи; ее отсутствием, нарушениями голоса, темпа и тембра речи, речевыми отклонениями вследствие патологии центральной нервной системы", - отметила специалист.
По данным статистики, к сожалению, число речевых расстройств растет из года в год , в связи с этим актуальность проблем коррекции речевых нарушений у детей уже носит глобальный характер.
Среди причин, вызывающих нарушение речи:
- биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, влияющие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). ) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная обремененность языковыми нарушениями, леворукость и праворукость;
- социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Негативное влияние на речевое развитие также могут оказывать усвоение ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языков, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, то есть отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты языка окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития разных сторон речи.
Нарушения языка рассматриваются в логопедии в рамках клинико-педагогического и психолого-педагогического подходов. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода.
При этом выделяются следующие расстройства: дислалия, нарушение голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, логофобия, алалия, афазия, дисграфия и дислексия.
"Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. и головокружение",- подчеркнула специалист.
У многих из них обнаруживаются различные двигательные нарушения : нарушение равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т.е. несформированность общего и орального праксиса).
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (то есть, быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, дергают что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость.
Эти дети довольно быстро устают, причем это утомление скапливается в течение дня до вечера, а также до конца недели. Усталость сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости или, напротив, повышенной двигательной активности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока.
Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательную обеспокоенность, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор на уроке. На перерыве дети чрезмерно возбудимы, не реагируют на замечания, а после смены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Процесс корректировки речи у ребенка – длительный путь, требующий огромного терпения его родителей и близких, дисциплины со стороны самого ребенка. Однако только этот трудный путь может привести к положительным результатам и успешному обучению в школе.
"Помните – за результатом всегда стоят конкретные люди – учителя-логопеды", – добавила эксперт.
В системе здравоохранения логопедическая помощь лицам с речевыми нарушениями осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого-педагогического воздействия. Оно подразумевает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога) в соответствии с потребностями ребенка или взрослого с речевой патологией.
Напомним, что у Харькова и водитель «Тойоты» сбил детей на переходе, его задержали.