Сегодня хотим рассказать о законопроекте, который зарегистрирован в Верховной Раде Украины под №13205 от 21.04.2025 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований санитарного законодательства в сферах хозяйственной деятельности, которая может представлять риск для здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Мы можем наблюдать как лобби народных депутатов, Министерства здравоохранения и молчаливое согласие Министра защиты окружающей среды и природных ресурсов приведут к принятию этого законопроекта, а Украину - к тому, что на свалках у нас появятся медицинские отходы.
Давайте разберемся подробно что именно происходит.
Пунктом 16 раздела I законопроекта вносятся изменения в Закон Украины от 23.05.2017 № 2059-VIII «Об оценке воздействия на окружающую среду», который принят с целью имплементации Директивы 2011/92/EC Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 2011 года об оценке воздействия отдельных государственных и частных проектов на окружающую среду с изменениями, внесенными Директивой 2014/52/EC.
Предложенные изменения касаются исключения из сферы действия Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» обработки медицинских отходов методом автоклавирования (насыщенным водяным паром под давлением с помощью паровых стерилизаторов). То есть дает право государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения начать манипуляции, которые приведут к тому, что отходы, загрязненные иммунобиологическими лекарственными средствами, кровью и/или другими биологическими жидкостями (например, кислородные маски, шприцы без надетой иглы, средства индивидуальной защиты работников образователя отходов), то есть инфекционно опасные отходы (палочка Коха, ВИЧ инфекция, вирусные гепатиты В, С и другие) после автоклавирования (насыщенным водяным паром под давлением с помощью паровых стерилизаторов) станут безопасными и из них начнут изготавливать продукцию для бытового использования или начнут вывозить на свалки, либо закапывать в посадках.
На сегодняшний день автоклавирование осуществляется больницами, и не вызывает никаких вопросов по его применению, потому что это касается только медицинских инструментов многократного использования и это является практикой европейских стран. Наши же чиновники решили пойти дальше и внести изменения в законодательство, прописав сначала в приказе Минздрава от 31.10.2024 № 1827 «Об утверждении Государственных санитарных норм и правил "Порядок управления медицинскими отходами, в том числе требования по безопасности для здоровья человека при образовании, сборе, хранении, перевозке, обработке таких отходов", какие именно отходы могут подлежать автоклавированию и это не только медицинские инструменты многократного использования, а инфекционно опасные отходы.
Для чего это сделано? Кто-то решил на этом заработать деньги. То есть, потратили государственные средства на закупку автоклавов, сейчас образуют компании, которые будут за деньги предоставлять услуги больницам по проведению автоклавирования шприцев, кислородных масок, систем и колб для отбора лабораторных образцов крови и других, предусмотренных для одноразового использования, а потом будут говорить что эти отходы не опасны и могут быть вывезены на свалку. И это все будет происходить без каких-либо разрешительных документов и лицензий. И нам кажется, что это еще не все изменения законодательства в сфере опасных отходов и ОВОС, которые нас ждут, особенно в сфере медицинских отходов. Но надо с чего-то начинать, поэтому начали с изменений в Закон Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», потому что надо как-то обосновать огромные расходы государственного бюджета на закупку автоклавов.
Давайте проанализируем законодательство Европейского Союза.
Пунктом 9 Дополнения I к Директиве 2011/92/ЕС установки по утилизации отходов для сжигания, химической обработки, как указано в приложении I к Директиве Европейского Парламента и Совета 2008/98/ЕС от 19 ноября 2008 года об отходах под заголовком D9 (Физико-химическая обработка, не указанная в других позициях этого дополнения, в результате которого образуются конечные соединения или смеси, удаляются путем осуществления операций, определенных в позициях D1-D12 этого дополнения, в том числе выпаривание, высушивание, кальцинирование и т.д.), или захоронения опасных, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанной Директивы, - подлежат обязательной оценке воздействия на окружающую среду.
С целью имплементации Директивы 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 года об отходах и об отмене некоторых директив принят Закон Украины от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами».
В соответствии с требованиями статьи 7 Директивы 2008/98/ЕС государства - члены устанавливают национальные перечни отходов. Перечень отходов должен включать опасные отходы и учитывать происхождение и состав отходов, и, в случае необходимости, предельно допустимые концентрации опасных веществ. Перечень отходов является обязательным в части определения отходов, которые должны считаться опасными отходами.
В соответствии с требованиями Директивы 2008/98/ЕС, части третьей статьи 7 и пункта 2 части первой статьи 19 Закона Украины «Об управлении отходами» Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.10.2023 №1102 утвержден Порядок классификации отходов и Национальный перечень отходов.
Национальный перечень отходов полностью соответствует the European List of Waste, принятому решением ЕК 2000/532/EC от 03 мая 2000 года (с изменениями).
Отходы, сбор и удаление которых обусловлено специальными требованиями для предотвращения возникновения инфекции, смешанные медицинские и фармацевтические отходы, включены в Национальный перечень отходов, как опасные (код 16 12 46*, 18 01 03*).
Для опасных отходов в соответствии с частью первой статьи 44 Закона Украины «Об управлении отходами» Постановлением Кабинета Министров Украины от 05.12.2023 №1278 утверждены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по управлению опасными отходами, которые в частности, предусматривают требования по управлению такими отходами, температурные режимы операций и тому подобное.
Таким образом, обработка медицинских отходов методом автоклавирования (насыщенным водяным паром под давлением с помощью паровых стерилизаторов, относится к операциям D9), которое предлагается исключить из сферы действия Закона Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», будет противоречить требованиям Директивы 2011/92/EC Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 2011 года об оценке воздействия отдельных государственных и частных проектов на окружающую среду с изменениями, внесенными Директивой 2014/52/EC и Директивы 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 года об отходах и об отмене некоторых директив.
Реализация законопроекта в предложенной редакции приведет к нарушению международных обязательств Украины сразу по двум актам права ЕС - Директивы 2008/98/ЕС и Директивы 2011/92/ЕС, что будет иметь негативные последствия не только для имиджа Украины как страны с евроинтеграционным вектором, но и крайне негативно отразится на переговорном процессе по вступлению Украины в ЕС.
Таким образом, игнорирование норм европейского права и попытка легализовать вывоз инфекционно опасных медицинских отходов без надлежащей оценки воздействия на окружающую среду является не просто халатностью - это прямой путь к экологической и эпидемиологической катастрофе. Страна, которая стремится вступить в ЕС, не может позволить себе принятие решений, противоречащих базовым европейским директивам. Этот законопроект - тест на зрелость украинской экологической политики, а также на то, кто в ней на самом деле защищает интересы людей, а не рынки сбыта для автоклавов и «сервисов» по утилизации.
Украина должна не уничтожать, а укреплять европейские экостандарты.
В противном случае - на полигонах, вместе с бытовым мусором, окажутся и наши евроинтеграционные перспективы.
Ранее мы писали о том, что Несанкционированные свалки медотходов в Украине становятся нормой.
Больше новостей читайте на GreenPost.