Коньяк из Франции нашел своих поклонников повсюду в мире, ведь 98 % этого напитка экспортируется в более чем 150 стран. Тем временем производители страдают от пошлин, падения продаж и изменений климата. Об этом рассказывает Deutsche Welle.
Здесь повсюду, куда ни глянь, виноградники. 24 га из них принадлежат 62-летнему Алену Ребулю, который является виноделом уже в седьмом поколении. Его винодельня, которая называется Earl des Bois nobles, является одной из самых маленьких во французском регионе Коньяк, и она расположена примерно в 100 км к северу от Бордо. В этом строго регламентированном винодельческом регионе проживают и работают 4350 виноградарей. И только белый виноград точно определенных сортов из шести винодельческих зон («крю») может использоваться для производства коньяка.
Так получилось, что крупнейшим рынком для благородного бренди из Франции являются США, чей нынешний президент Дональд Трамп пригрозил повысить до 200 % ставки ввозной пошлины на европейские спиртные напитки. А еще до недавнего времени вторым по величине рынком был китайский, где местный лидер Си Цзиньпин еще осенью 2024 года повысил стоимость импорта и инициировал антидемпинговое расследование — в ответ на повышение ставок ввозной защитной пошлины ЕС против китайских электромобилей. Этот алкогольный напиток там также больше нельзя продавать в магазинах беспошлинной торговли.
По данным отраслевой ассоциации BNIC (Bureau National Interprofessionnel du Cognac), только объемы поставок в Китай сократились наполовину — это означает ежемесячные потери на сумму более 50 млн евро. На этом фоне BNIC призвала французское правительство поддержать около 70 тыс. работников, которые прямо и косвенно зависят от производства и экспорта коньяка.
В течение всей своей долгой трудовой жизни Ален Ребуль покупал землю и сажал виноградники. И получается, что теперь он должен выкорчевывать часть своих выращенных насаждений? Именно это рекомендовали как BNIC, так и профсоюз виноградарей, чтобы сэкономить на расходах на сельхозмашины, удобрения и пестициды. Однако Ребуль и слышать ничего не хочет о том, чтобы выкорчевывать виноградники.
«Их сажают минимум на 30 лет, на поколения» И почему мы должны делать те же глупости, что и наши предки?» — спрашивает он. В прошлом, во время нефтяного кризиса, его отец пытался перейти на производство красного вина, однако тот переход себя не оправдал.
А еще несколько лет назад к виноградарям звучал постоянный призыв: «Сажайте, сажайте, сажайте!» Казалось, что спрос на коньяк просто ненасытен. В 2022 году, несмотря на пандемию и войну в Украине, в мире было продано почти 213 млн бутылок этого крепкого напитка — рекордный показатель, по данным BNIC.
Однако нынешний спад стал самым большим шоком со времен нефтяного кризиса, говорит Ребуль. Он рассказывает, что знает коллег, которые выкорчевали несколько гектаров виноградников. Теперь вместо виноградников порой можно увидеть оливковые рощи или трюфельные плантации.
«Мою философию это не изменит», — уверяет он, добавляя, что кризисы были всегда.
Собственно, китайские и американские торговые ограничения не стали первым вызовом для региона Коньяк. Случалось, что падение продаж наблюдалось также из-за пандемии, инфляции и потери важного российского рынка. Изменение климата также добавляет хлопот виноделам. Дело в том, что продолжительные жаркие периоды делают виноград слаще, то есть более сахаристым. Но коньяку нужна определенная кислотность. Кроме того, из-за потепления виноградные лозы раньше дают новые побеги, что увеличивает риск потери урожая вследствие града, поздних заморозков или действия вредителей.
Обрабатывать виноградники Ребулю помогают члены семьи и сезонные работники. Весь урожай он продает компании Hennessy.
«Я люблю свое дело!» — не без гордости произносит он. И продолжить его дело готово молодое — уже восьмое — поколение виноделов в его роду.
Кассандра Аллари вместе со своим братом также занимается семейным бизнесом — бондарным делом Allary. Вместе с 26 работниками они изготавливают дубовые бочки и бочки всех размеров для вина и крепких алкогольных напитков. В регионе между Коньяком и Бордо насчитывается около 50 производителей бочек. Раньше их ремесло было объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В изготовление даже одной бочки вкладывается много ручного труда и ноу-хау. Сначала дубовую древесину в течение многих месяцев сушат на открытом воздухе, чтобы ветер и дождь лучше раскрыли танины, объясняет руководитель компании. Затем заготовки для бочек увлажняют, нагревают, оснащают дном, крышками и обручами, полируют и шлифуют.
«От степени нагрева зависит, какие ароматы мы добудем из древесины. Мы делаем это в соответствии с пожеланиями клиентов», — рассказывает Аллари. При более низких температурах ощущается аромат кокоса. Средняя температура добавляет нотку ванили, а более высокая — мокко и какао. Сначала Аллари поставляла продукцию только коньячным компаниям, но в 90-х годах диверсифицировала клиентскую базу. Хотя в этом году ее небольшая компания еще хорошо загружена, однако заказов становится меньше.
В этой французской местности почти каждый житель производит или продает вино, коньяк, бочки, бокалы, бутылки или этикетки. Город Коньяк с 20 тыс. жителей, который имеет то же название, что и его знаменитый продукт, разбогател благодаря этому бренду.
Коньяк обязан своим существованием торговле, ведь дистилляция делает вина более устойчивыми, и таким образом их можно было экспортировать морским путем в дальние страны. Многие коньячные дома были основаны иммигрантами — такими как Bache Gabrielsen, а также Hennessy и Martell. Сегодня четыре крупных коньячных производителя — Hennessy, Rémy Martin, Martell и Courvoisier — контролируют около 90 % рынка и преимущественно являются частью крупных концернов, таких как LVMH и Pernod-Ricard.
В приемной Maison Bache Gabrielsen над ящиками, полными этикеток для бутылок прошлых времен, висит семейный портретный ряд. Компания была основана в 1905 году и относится к сравнительно молодым производителям коньяка. Bache Gabrielsen до сих пор находится в семейной собственности и производит около 1 млн бутылок ежегодно. По сравнению со знаменитыми брендами это немного, но для предприятия, где работает всего 23 сотрудника, это довольно значительное количество.
Виноделы, такие как Ален Ребуль, поставляют вино, а производители коньяка, такие как Bache Gabrielsen, путем двойной дистилляции на первом этапе превращают его в высокоградусный eau de vie, то есть «воду жизни». По крайней мере два года эта «вода жизни» затем должна выдерживаться в дубовых бочках и впитывать в себя ароматы древесины. Конечный продукт янтарного цвета является смесью разных по годам урожаев и зон, то есть «крю».
Коньячный мастер Жан-Филипп Бержье является «носом» Bache Gabrielsen. Он уже 35 лет создает продукцию этого коньячного дома, используя для этого до 15 дистиллятов и со всех «крю» региона. Сорта винограда, которые раньше добавлялись только в очень малых пропорциях, сейчас снова пользуются спросом, поскольку они добавляют больше кислотности, объясняет Бержье. По его словам, «это реакция на изменение климата».
Сам этот креативный виртуоз видел, как приходили и уходили многочисленные вкусовые тренды. Bache Gabrielsen также разлила небольшую партию органического коньяка в бутылки из вторсырья, чтобы протестировать новый сегмент рынка. Кроме того, производители пытаются достучаться до новых целевых групп с помощью коктейлей, ликеров и аперитивов.
Сегодня особенно молодым людям хочется узнать, как изготавливается продукт. По словам Бержье, хотя алкогольных напитков в целом пьют меньше, чем поколение назад, зато больше ценят качество. А поскольку коньяк является продуктом качественным, Бержье непоколебимо верит в его будущее.
Больше новостей читайте на GreenPost.